ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ЭЛЕКТРОННОЙ КОММЕРЦИИ Подготовила Плотникова Виктория
Основные понятия эффективности электронной коммерции Эффективность электронной коммерции (ЭК) – это мера соответствия технологий, приемов и правил ЭК потребностям хозяйствующих субъектов при достижении ими целей совершаемых на рынке коммерческих операций. Критерий оценки эффективности – правило, по которому выбранные показатели эффективности сравнивают между собой или с некоторой нормой, если она есть или ее можно установить. Показатель эффективности – это величина, которая количественно характеризует ту или иную сторону исследуемого процесса.
Подходы при выборе показателей для оценки эффективности ЭК Первый подход - поиск новых, неизвестных ранее показателей эффективности, которые непосредственно связаны с используемыми технологиями ЭК. При этом надо быть готовым к тому, что это не всегда и не для всех форм коммерческих операций осуществимо. Второй подход – использование уже известных показателей эффективности, что, в свою очередь, потребует количественной оценки влияния технологий ЭК на эти известные показатели эффективности.
Методы оценки эффективности ЭК Проблема оценки эффективности достаточно широка и может включать в себя различные аспекты. Целесообразно рассмотреть следующие направления оценки эффективности: экономическое, организационное и маркетинговое. Каждому из этих направлений присущи соответствующие показатели эффективности.
Экономические показатели служат для оценки экономической эффективности выбранного варианта построения системы ЭК (например, на основе Web-сервера предприятия в среде Интернет). Экономические показатели служат для оценки экономической эффективности выбранного варианта построения системы ЭК (например, на основе Web-сервера предприятия в среде Интернет). Организационные показатели определяют степень интеграции новой информационной системы с существующей системой, а также с деятельностью предприятия и его бизнес-процессами. Под маркетинговыми показателями в данном случае понимают показатели, характеризующие эффективность поведения маркетинговой программы реализации и продвижения Web-сервера в среде Интернет и эффективность использования инструментов Web-маркетинга.
1. Экономическая эффективность Экономическая эффективность выбранного варианта построения системы ЭК предприятия на основе Web-сервера может быть определена как отношение результата ее применения к затратам, связанным с разработкой и эксплуатацией системы: Э = П/З. Полные затраты при этом составляют: З = ЕКЗ + ЭР, где ЕЗ – единовременные капитальные затраты; ЭР – эксплуатационные расходы.
К единовременным капитальным затратам относятся: К единовременным капитальным затратам относятся: затраты на первоначальный анализ и планирование; стоимость необходимого оборудования; стоимость программного обеспечения; вложения в организацию линий связи и сопутствующее оборудование; затраты на подготовку и переподготовку кадров. К эксплуатационным расходам относятся: заработная плата обслуживающего персонала; расходы на вспомогательные материалы; взносы за доменное имя; арендная плата за каналы связи; плата провайдеру услуг Интернета за предоставления доступа к Web-серверу; расходы на проводимые рекламные компании и т. д.
2. Оценка интеграции с информационной системой предприятия Оценка организационных аспектов выявляет интеграцию новых способов построения маркетинговой деятельности предприятия в существующую структуру предприятия. Показатель интеграции с существующей информационной системой характеризует степень совмещения выполнения различных функций новой и существующей информационными структурами и определяется следующим выражением: Пи = Ф/Фо, где Ф – количество функций, выполняемых совместно существующей и новой информационными системами; Фо – общее количество функций, которые потенциально совместимы. Показатель интеграции новой системы в существующую деятельность предприятия определяется следующим выражением: Пи = Фм/Фо, где Фм – количество функций, поддерживаемых системой маркетинга на основе Интернета; Фо – общее количество функций предприятия.
3. Маркетинговые показатели эффективности Маркетинговые показатели характеризуют эффективность проведения маркетинговой программы реализации и продвижения Web-сервера в среде Интернета и определяют эффективность использования инструментов Web-маркетинга. В их основе лежит анализ информации, получаемой из log-файлов Web-сервера. Полученные данные могут быть использованы с наибольшей эффективностью в случае отслеживания их изменения во времени и служить критериями корректировки маркетинговой программы продвижения сервера.
Эффективность различных входов на сервер – характеризует эффективность использования различных источников привлечения посетителей на сервер и определяется следующим выражением: Эффективность различных входов на сервер – характеризует эффективность использования различных источников привлечения посетителей на сервер и определяется следующим выражением: Пист = Sист/Sо, где Sист – количество посетителей, воспользовавшихся данным источником; Sо – общее количество посещений сервера. Посещаемость Web-страниц сервера – характеризует популярность страниц сервера и определяется следующим выражением: Пстр = Sстр/Sо, где Sстр – посещение страницы; Sо – общее количество посещений сервера. Эффективность баннерной рекламы – характеризует эффективность каждого рекламного баннера и определяется следующим выражением: Кб = Sб/Sо, где Sб – количество посетителей страницы, на которой размещен баннер; Sо – общее количество посетителей. Количество повторных посещений – характеризует выполнение функции Web-маркетинга (осуществление максимального числа повторных посещений сервера) и определяется следующим выражением: Кповт = Sо/S, где Sо – общее количество посещений сервера; S – количество уникальных посетителей.