Технология использования Интернета в учебно – воспитательном процессе. Современные модели и технологии обучения в образовательном учреждении 5informatika.net
Об авторе: Шевченко Галина Васильевна Учитель математики МКОУ СОШ № 6 с. Серафимовского Арзгирского района Ставропольского края
Интернет, Сеть, Веб-система, «паутина» - равнозначные термины (англ. WWW - World Wide Web - Всемирная информационная система). Это система, состоящая из множества компьютерных устройств, соединенных друг с другом различными видами связи.
Часть помещенной в Интернет информации создается целенаправленно различными научными и образовательными сообществами. Обзор образовательных ресурсов можно найти по адресу: http://www.edu.ru.
Гипертекстовый формат представления информации (HTML) позволяет существовать в одном документе текстовой и мультимедийной информации.
Интернет предоставляет учащимся возможность свободного перемещения по информационному пространству и определенную вариативность выбора действий по поиску, обработке и представлению материалов. Это является положительной мотивацией к интерактивному взаимодействию с информацией.
Главная особенность Сети в том, что она является не только эффективным и универсальным орудием передачи информации, но одновременно и ее бездонным хранилищем.
С появлением Интернета коммуникация впервые попала в ситуацию быстрого, постоянного, взаимного общения на любом расстоянии посредством анонимного печатного слова, в ситуацию взаимоотношений, в которых нет пола, расы, тела, голоса, статуса, власти, денег, собственности - т.е. в состояние, при котором нет тех факторов, которые образуют и поддерживают социальную дифференциацию в социальном мире.
Существенно, что в рамках Сети осуществима интерактивность не только преподавателя с каждым учащимся, но также и между соучениками, вплоть до проведения аудио- или видеоконференции.
Основные тенденции приложения Сети к нуждам образования и использования Интернета учащимися - подростками на пользовательском этапе: использования информационного содержания Сети: общекультурное развитие; поиск и получение учебной информации от удалённых источников; выбор дальнейшего образования, профориентация; повышение своей «информационной грамотности», понимание того, как ориентироваться и наиболее полно использовать возможности мира компьютерных сетей, с которым им предстоит столкнуться после школы;
Основные тенденции приложения Сети к нуждам образования и использования Интернета учащимися - подростками на пользовательском этапе: применение сетевых технологий: учебно-образовательные проекты, использование потенциала распределенных информационных ресурсов для организации исследовательской деятельности учащихся (обучение и контроль с использованием РИОР); поиск нужных компьютерных материалов и программ; получение языковой практики в общении в он-лайновых электронных конференциях со сверстниками, для которых изучаемый язык - родной; получение дополнительных разъяснений от он-лайновых обучающих программ или включение в заочные учебные курсы, проводимые национальными или даже зарубежными учебными заведениями;
Основные тенденции приложения Сети к нуждам образования и использования Интернета учащимися - подростками на пользовательском этапе: участие в жизни Сети как элемент образовательного процесса: создание собственного распределенного информационного ресурса в виде тематического каталога предметной области либо персонального Веб - сайта; обучение и помощь в создании учащимися своих собственных РИОР; создание РИОР образовательного назначения по определённой теме, удовлетворяющего требованиям, предъявляемым к учебному продукту; самостоятельное представление информации; публикации учебно - методических материалов в гипермедийном варианте; дивергенционное общение; проведение совместных научных исследований с другими партнерами (классами, школами и т. Д.) на базе распределенных информационных ресурсов предметных областей, участие или инициация проектов, основанных на сотрудничестве многих десятков и тысяч сверстников по всему миру; включение в глобальный диалог со школьниками и преподавателями всего мира с помощью электронной почты; общение со сверстниками в любых точках земного шара.
Классификационные параметры технологии Классификационные параметры технологии Уровень и характер применения: социально - педагогический, общепедагогический, при использовании в обучении по предмету - отраслевой, по разделу, теме - модульно - локальный. Философская основа: технократизм, сциентизм, экзистенциализм. Методологический подход: информационный, культурологический, системный, синергетический, деятельностно - ценностный. Ведущие факторы развития: социогенные, психогенные. Научная концепция освоения опыта: деятельностная, стохастическая. Ориентация на личностные сферы и структуры: 1) ЗУН + 2) СЭН + 3) СУМ. Характер содержания: разносторонний. Вид социально - педагогической деятельности: обучение, социализация, культурологическая. Тип управления учебно - воспитательным процессом: программный + самоуправление. Преобладающие методы: свободного выбора. Организационные формы: индивидуальные, групповые. Преобладающие средства: информационно - компьютерные + Интернет. Подход к ребенку и характер воспитательных взаимодействий: субъект - субъектный + интерактивный. Направление модернизации: информатизация. Категория объектов: все категории.
Особенности целей * Интеграция школы в мировое образовательное пространство. * Построить, развивать и совершенствовать системы дистанционного обучения (ДО) различного уровня. * Интенсификация всех уровней учебно - воспитательного процесса. * Разностороннее развитие обучаемого. * Развитие коммуникативной компетентности. * Научить взаимодействовать с окружающим миром. * Осознание учениками ценностей совместного труда. * Овладение умениями организовать, спланировать и осуществить решение возникших задач, провести рефлексию, коллективный анализ результатов. * Умение свободно работать с информацией. * Создание учениками собственного интеллектуального продукта и сравнение его с имеющимися культурными образцами.
Концептуальные положения Обучение состоит в общении с человечеством, человеческой культурой. Применение в обучении информационных сетей не должно быть самоцелью. Овладение образовательным стандартом - вспомогательная цель в качестве базы для развития деятельности и обретения ценностей. Хорошие предметные знания - результат непроизвольного запоминания при упорной работе над решением задач, многократных спорах и обсуждениях, защите своей позиции. Деятельностно - ценностный подход. Интернет - не только источник информации, но и средство ее получения.
Всемирная компьютерная сеть Интернет представляет совершенно уникальные возможности для диалога ребенка с наукой и культурой: переписка - разговор со сверстниками из всех частей мира (электронная почта); привлечение научной и культурной информации из всех банков, музеев, хранилищ мира; интерактивное общение, слежение за событиями через международные серверы.
Модель телекоммуникаций Сеть предоставляет три возможности: пользоваться информацией, хранящейся в других компьютерах; пользоваться информацией специального коллективного хранилища информации - компьютера - сервера; обмениваться информацией друг с другом в режиме электронной почты (а в перспективе - в режиме видеотелефона);
Групповые формы деятельности (сетевые игры, выполнение творческих коллективных заданий, тематические проекты в локальных сетях, международные сетевые игры ЮНЕСКО) сочетают педагогическое стимулирование самопознания и самореализации детей с коллективной формой их общения.
Телекоммуникационные (сетевые) проекты дают дополнительный толчок личностному развитию. Телекоммуникационный проект - это игра - соревнование между группами учащихся с использованием электронной почты для связи.
Участие в телекоммуникационных проектах: стимулирует интерес к изучаемым в рамках школьной программы предметам и использует сравнительный аспект обучения; развивает навыки коллективной работы при обсуждении заданий; совершенствует письменную речь учащихся; позволяет школьнику проявить свою индивидуальность, реализовать свой творческий потенциал; повышает объективность контроля глубины и широты знаний, качества усвоения материала; помогает педагогу объективно оценить выбранную им тематику и стратегию работы с классами, методику обучения, выбор предметного содержания.
Главное назначение проектов - служить средством для реализации инновационных педагогических технологий, основанных на: продуктивной деятельности учащихся; педагогике сотрудничества; самостоятельной, индивидуальной и групповой работе учащихся; интеграции учебных предметов; глобальном мышлении и видении мира.
Работа над проектом делится на несколько этапов: этап получения и обсуждения задания; этап поиска решений или необходимой информации; этап подготовки информации на компьютере.
Задача педагога - организовать ребят, направить в нужное русло, распределить правильно время и силы: одновременно идет поиск информации и подготовка на компьютере.
У дистанционной конференции, проводящейся с помощью электронной почты, есть существенное преимущество перед беседой в реальном времени - больший период времени, который имеют участники на обдумывание своих вопросов, ответов и суждений. Это позволяет участнику подготовить свой ответ, привести его в соответствие с заданными требованиями.
Формы современного дистанционного образования, предлагаемые в сети Интернет: работа с материалами учебных курсов, загруженными через Интернет; общение с преподавателем посредством электронных средств связи - почтовые системы, чаты, видеоконференции; работа в он - лайновых виртуальных лабораториях с эмуляторами различных процессов и реакций; отслеживание в реальном времени материалов обновляющихся курсов.
Школьные сайты Школьный сайт связывает учеников, родителей и учителей между собой для обмена информацией
Управляет школьным сайтом творческая группа школьников под руководством учителя. Администрация школы с помощью различных списков рассылки может оперативно информировать учеников, учителей, родителей о текущих делах, обсуждать важные проблемы, проводить опросы. Школьный сайт полезен для взаимодействия с департаментом образования, другими школами региона, разными фондами и организациями (вузы, библиотеки, музеи, театры и т.д.)