ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ 5informatika.net
Куда стоит двигаться: поддержка традиционной системы обучения В случае поддержки традиционного обу чения к наиболее эффективным можно от нести следующие технологии.
Технология презентаций. Данная техно логия используется как средство предъявле ния учащимся учебного материала (иллюст раций, фотографий, видео, дидактических материалов и т. п.) и, с одной стороны, обеспечивает существенно большую нагляд ность этого материала, а с другой, облегчает преподавателям как создание этих материа лов, так и процесс их использования. Предварительные эксперименты показывают, что применение технологии презентаций повышает мотивацию, обеспечивает интен сификацию урока, сокращает время подготовки к урокам (в ситуации, когда презентационная поддержка урока подготовлена ранее либо самим учителем, либо кем-то другим) и, наконец, приобщает учителей к применению современных информационных и комму никационных технологий. Кроме того, наличие локальной школьной сети и под ключение этой сети к Интернету позволяют организовать распределенную совместную работу учителей над созданием обеспечения уроков и сделать подобную технологию весь ма привлекательной для самих учителей.
Диагностика школьной успеваемости в коррекция знаний обучаемых. Использование компьютерных технологий для решения этой задачи позволяет, во-первых, снизить тру дозатраты преподавателя, оставив ему боль ше времени на организацию коррекции результатов обучения, во-вторых, обеспечить возможность проведения объективного и сколь угодно детального контроля и, в-третьих, внести в технологию контроля элементы научности и передаваемости, что позволяет говорить о реальных инструментах стандартизации (хотя бы минимальной) уровня зна ний и умений, получаемых в образователь ных учреждениях. К сожалению, наши эксперименты показали, что использование ИКТ только для контроля никаких принци пиальных изменений в традиционный про цесс обучения не вносит, поскольку сам контроль лишь первый шаг для организации обратной связи. Как выяснилось, для по лучения значимого результата необходимо автоматизировать процесс коррекции резуль татов обучения, основываясь на детальной диагностике пробелов в знаниях учащихся.
Суть этого процесса заключается в том, что, наряду с подробной информацией о резуль татах контроля для учителя, на бумажный носитель выдается серия коррекционных заданий для каждого из учащихся. Резуль таты выполнения могут проверяться либо снова с помощью компьютерного теста, либо учителем. Следует иметь в виду, что здесь речь идет не о привычном контроле как сред стве выставления оценки, а о дидактических тестах, осуществляющих подробнейшую диагностику владения учащимися конкрет ным блоком знаний, умений и навыков. Подобная технология показала свою эффек тивность и привлекательность, например, при обучении правилам русского языка (ком плекс «Грамотей»). Базовой проблемой здесь является создание научно обоснованных компьютерных тестов, отвечающих требо ваниям объективности, надежности и валидности,
Тренаж для младших школьников В младших классах весьма много учебной деятельности, усвоение которой требует достаточно большого количества повторе ний. Использование дидактических игр-тренажеров (младшие школьники в большин стве случаев воспринимают работу с компь ютером как игру) позволяет существенно ин тенсифицировать работу учащихся, увеличить количество повторений действий за счет повышения мотивации. Например, экспе рименты с дидактической игрой «Приклю чения зайца Петьки» (тренажер на арифме тические действия) показали, что учащие ся, решая примеры как фоновые, готовы считать до бесконечности, а интенсивность их решения увеличивается в 3 — 5 раз.
Дополнительные занятия. Существующая резкая дифференциация уровней обученности может быть сглажена при условии, если с учащимися будут организованы различные типы дополнительных занятий по предмету: для «слабых» — группы коррекции, для остальных — кружки и факультативы. Как показывает зарубежный опыт, передача ком пьютерам решения части задач коррекции весьма результативная идея. Высокая степень наглядности, безграничное «терпение», «неодушевленность» позволяют самым само любивым учащимся спокойно принимать помощь компьютера. Здесь весьма высок КПД, однако существуют достаточно серь езные препятствия: а) сложность приобре тения хороших корректирующих программ, ориентированных на активное управление познавательной деятельностью учащихся; б) организационные проблемы, связанные с высоким уровнем трудозатрат преподава теля для подготовки и проведения подобных занятий и системой оплаты, не предусмат ривающей выплат за их проведение.
Обучение. Достаточно эффективно ис пользуется компьютер и на этапе предъявле ния нового материала. В частности, наши исследования показали, что время на усвое ние учебного материала сокращается на 40 — 50%, качество усвоения повышается пример но на 30 — 50% в случае, если: а) при предъявлении учебного материала реализу ется методология программированного обу чения, суть которого — разбивка теорети ческого материала на небольшие фрагменты и наличие после каждого фрагмента заданий на его закрепление; б) организация прове дения занятия предусматривает размещение школьников по 2 человека за компьютером, причем партнеров учащиеся должны выби рать по своему усмотрению для реализации взаимообучения; в) корректно поставлена задача на учебную деятельность, предусмот рена объективная система контроля резуль татов. В случае проведения занятий, при которых компьютер выступает системообразующей компонентой, помимо перечислен ных выше добавляется следующий ряд технологий.
Работа с компьютерными моделями. Работа с моделями обеспечивает, с одной стороны, исследовательскую компоненту учебной работы, предоставляя учащимся сво боду выбора («а что будет, если я сделаю так») и позволяя смоделировать ситуацию личного открытия, с другой, предоставля ет учащимся уникальную возможность применить свои теоретические знания на практике. Единственное условие, которое следует соблюдать в случае применения модели, — это соответствие инструмента за дачам обучения.
Инструментальное использование компь ютерных технологий. На сегодняшний день не очень много достаточно убедительных примеров использования компьютеров по данному направлению. Дело в том, что боль шинство учебных задач ориентированны на «ручной» вариант решения. Использовать компьютер для их решения можно, но не очень нужно. Убедительны лишь те направ ления, в которых без применения ИКТ обой тись нельзя. Например, такое направление найдено в школе Ns 18 г, Миасса: учитель русского языка ведет факультатив по стили стике. Для проведения факультатива исполь зуется обычный текстовый редактор. or позволяет существенно ускорять изменение текстов. Без его использования (представь те, тексты пришлось бы заново переписы вать вручную) проведение факультатива те ряет всякий смысл.
Информационное использование компью тера. Данное направление пока использует ся преимущественно в вузах для поиска и получения современной информации по кон кретной проблеме. Такой подход позволяет существенно сэкономить время и получить самую свежую информацию, которой в местной библиотеке может просто не быть. При этом возникает ряд проблем, связанных, на пример, с тем, что требуется перестройка форм самостоятельной работы студентов. Так, в частности, все больше теряет смысл такой вид деятельности, как написание ре ферата. Наличие в Интернете готовых работ практически по всем мыслимым направле ниям позволяет просто скопировать их, распечатать под своей фамилией и предъя вить преподавателю.
Технология проектов. Данное направле ние ориентировано на организацию группо вой учебной деятельности как в области информационных технологий, так и в пред метных областях. Компьютер выступает здесь как инструмент и как средство связи.
Дистанционное обучение — это форма получения образования (очного, заочного, экстерната), основанная на применении средств ИКТ (компьютеров, телекоммуни каций, средств мультимедиа) и научно обо снованных методов обучения. На сегодняш ний день эта технология крайне популярна и выступает как альтернатива или, точнее, дополнение к существующей в мире системе заочного обучения. Преимущество дистанционного обучения заключается в том, что: а ) компьютерные телекоммуникации позволяют существенно быстрее доставлять учебные материалы обучаемым; б) появилась воз можность создания виртуального класса, по селяющего организовать общение студентов с преподавателем в режиме реального времени с помощью телеконференций; в) появилась возможность использования сей мощи ИКТ как для проведения обучения, так и реализации обратной связи (включающие контроль и коррекцию результатов обученности .
Говорить о широком распространении данной технологии у нас в стране ока преждевременно, поскольку полноценная реализация дистанционного обучения требует хорошего технического и программного обеспечения как учебных заведений, так обучаемых. Кроме того, требуются достаточно качественные линии связи, чем пока похвастаться мы не можем. Однако элементы такoro вида обучения появляются и находят большое количество своих сторонников. Правда, реализация подобной технологии пока-зала, что здесь также существует множество проблем, связанных с качеством обучения
Куда можно двигаться: создание новых технологий обучения Здесь можно выделить два подхода. Первый подход предполагает широкое использование средств новых информаци онных технологий (в случае приведенного примера — компьютерных моделей), являю щихся неотъемлемой частью учебного про цесса. В рамках данного подхода предпола гается преимущественно два типа занятий: урок (учитель, ученики, доска, мел, средства презентаций) и лабораторный практикум, проводимый по итогам проведенных предва рительно уроков. Несомненным достоин ством такого подхода является упор на исследовательскую и творческую компоненты деятельности учащихся. При этом обеспечивается, во-первых, применение полученных знаний на практике (такая возможность ред ко представляется на школьных уроках), во-вторых, ориентировка на преимущественно интеллектуальное развитие учащихся.
Второй подход (в качестве примера мо жет выступить курс пользовательской инфор матики, предложенный автором) предпо лагает переход к учебному процессу, в котором ИКТ используется в рамках образовательной технологии и «модели полного усвоения» (Б. Блум и др.). Разделение учебного мате риала на фактологическую и прикладную части, сочетание модульности, индивидуа лизации и дифференциации обучения, эле ментов само- и взаимообучения, использо вание ИКТ в качестве неотъемлемой части обеспечения Дисциплины (фрагменты элект ронных учебников, специализированные те сты, компьютерные задачники, справочники, демонстрационные файлы и т. п.), позво ляют построить образовательную систему, в рамках которой могут крайне эффективно достигаться как учебные, так и развиваю щие цели. К достоинствам данного подхода можно отнести: а) высокую результативность обучения; б) большую гибкость и адаптив ность системы для различных образователь ных учреждений; в) легкую настраиваемость и модифицируемость системы (тесты моди фицируются, задания в файлах легко ре дактируются, web-учебники просто дополняются и изменяются; в качестве относительного «ограничителя» выступают лишь специали зированные пособия); г) универсальность применения (достаточная эффективность как для самостоятельной работы, так и для образовательного процесса).
По-видимому, пора решать воп рос переноса акцента с процесса обучения на его результат. На самом деле до тех пор, пока результат обучения не станет во главу угла, доказать преимущества любой другой технологии и современных средств обучения — дело неблагодарное и практически безнадеж ное. Возникает некий идеологический тупик, суть которого — в использовании новых средств ради использования новых средств, И тогда возникают ситуации, в ко торых преподаватель показывает и рассказы вает о широком использовании ИКТ в учеб ном процессе (включая Интернет и мульти медиа приложения), но на вопрос о ре зультативности обучения наиболее популярен ответ: «Детям нравится». Выход здесь поня тен и уже в целом определен: должны быть объективные средства контроля результатов обучения, причем они должны носить внут ренний (т. е. инструмент преподавателя) и внешний характер.
Желаю успеха!!! Халкечева Л.В.