Масштабы ГОСТ 2.302 -68
приобщение учащихся к графической культуре и к применению правил ЕСКД.Задачи для педагога:Дать понятие о масштабе, о его назначении при изготовлении чертежа. Ознакомить с обозначением масштаба на чертеже по ГОСТ 2.302-68 и правилами нанесения угловых размеров.Продолжать развивать навыки работы с чертежными инструментами.Воспитывать понимание важности соблюдения правил, устанавливаемые стандартами, и стремление рационально выполнять учебные задания.Задачи для учащихся:Усвоить правила построения плоской детали в масштабе.Выполнить чертеж плоской детали в масштабе 2:1. Нанести размеры по ГОСТ 2.307-68.
План урокаОрганизационная часть. Повторение изученного материала о типах линий и нанесении размеров. Изложение нового материала о масштабе по ГОСТ 2.302-68 и о правилах нанесения угловых размеров.Практическая работа по выполнению чертежа «плоской детали» в масштабе 2:1.Домашнее задание.Подведение итогов урока.
Типы линий ГОСТ 2.303 -68.
Вопросы для повторения знаний.В каких единицах выражают размеры на машиностроительных чертежах? Какой толщины должны быть штрихпунктирные линии и где они используются на чертеже?На каком расстоянии от контура изображения наносят размерные линии?Какие знаки наносят перед размерным числом при указании диаметра окружности и радиуса дуги окружности?Какую букву наносят перед размерным числом при указании толщины детали?
Тема: Масштабы ГОСТ 2.302 -68.Масштаб – это отношение линейных размеров изображения предмета к действительным размерам.Масштаб уменьшения – 1:2; 1:2,5; 1:4; 1:5; 1:10 и др. Всегда на чертеже наносят действительные размеры.Угловые размеры на чертеже не изменяются.
Задание: выполнить чертеж плоской детали в масштабе М2:1, нанести размеры по ГОСТ 2.307-68.
1.Провести две штрихпунктирные тонкие линии: вертикальную линию на расстоянии 110 мм от вертикальной кромки форматаА4.горизонтальную линию на расстоянии 100 мм от верхней горизонтальной кромки листа ФА4.* Все размеры показаны для справок, их на чертеже не наносить.
2. Из центра пересечений штрихпунктирных линий провести полуокружность сплошной толстой основной линией радиусом 40мм.
3. Отложить от горизонтальной штрихпунктирной линии расстояние 100 мм и провести горизонтальную сплошную тонкую линию.
4. Опустить две перпендикулярные сплошные толстые основные линии из концов полуокружности до пересечения с горизонтальной сплошной тонкой линией.
5. Отложить от вертикальной штрихпунктирной линии влево и вправо расстояние 25 мм и поставить две точки.* Все размеры показаны для справок, их на чертеже не наносить.
6. Через одну из точек провести сплошную толстую основную линию под углом 60 градусов к горизонтальной сплошной тонкой линии до пересечения с вертикальной штрихпунктирной линией .
7. Соединить вторую из точек сплошной толстой основной линией с точкой пересечения вертикальной штрихпунктирной линии и наклонной линии.
9. Обвести отрезки горизонтальных линий сплошной толстой основной линией.
10. Из центра пересечений штрихпунктирных линий провести окружность сплошной толстой основной линией радиусом 20мм.
11. Стереть все вспомогательные линии на чертеже, оставив две штрихпунктирные линии.
11. Нанести размерные линии сплошными тонкими линиями, поставив над ними действительные значения размеров.
Домашнее задание Прочитать параграф 2.6 и ответить на вопросы. Выполнить графическую работу №2: чертеж «плоской детали» по рис.36б в масштабе 2:1 на формате А4 с рамкой и основной надписью (см. рис.19), нанести размеры.3. Пример выполнения чертежа смотри на сайте «2 берега» и в контакте.
Вопросы для проверки знаний. Что называется масштабом? Что означает надпись 1:5, 10:1? В каком масштабе был выполнен чертеж детали в классе? Где записывается величина масштаба на чертеже?
ЛИТЕРАТУРА1. Черчение: учебник для общеобразовательных учреждений / А.Д. Ботвинников, В.Н. Виноградов, И.С. Вышнепольский. — 4 –е изд., дораб. - М.: Астрель, 2012. —221 с.