Новый взгляд на экономическую географию
Три особых места Tокио—самый большой город в мире35 из 120 миллионов японцев проживают на 4% территории ЯпонииСША—самая мобильная странаСвыше 35 из 300 миллионов поменяли место жительства в 2006 году; 8 миллионов переехали в другой штатЗападная Европа — наиболее интегрированный континентОколо 35% ВВП приходится на внешнюю торговлю, из них почти две трети в пределах самого региона
Перенаселенные города Поезда Токио ежедневно перевозят 8 миллионов человек
Час пик в метро Токио Служители метро Токио заталкивают пассажиров в вагоны
И накапливание богатства –эффект территориальной близости В Японии промышленные центры сосредоточены в регионе Токио-Йокогамы
Домой на праздники Самолеты в воздухе над территорией США во вторник накануне Дня благодарения
Домой на праздники? Пассажиры, застигнутые непогодой накануне Дня благодарения
Почему американцы готовы мириться с тяготами переезда Концентрация экономической деятельности в нескольких районах большой страны
Специализация и внешняя торговля в Западной Европе Отдельные детали аэробусов производят, перевозят и собирают по всей Западной Европе
Погрузка и перевозка продуктов специализации Отдельные детали аэробусов производят, перевозят и собирают по всей Западной Европе
Стали возможными в результате медленного и сложного процесса интеграции Упрощенный режим пересечения границ в Европе, жесктий - в Африке
Результат? США, ЕС-15 и Япония охватили значительную часть экономической карты мира
Теперь те же процессы повторяются в развивающейся Азии Мумбаи—самый густонаселенный городОколо 30 000 человек на один кв.км; плотность населения уже в два раза выше, чем в Сеуле, Шанхае и БоготеКитай—самая мобильная развивающаяся страна В 2006 году 60 млн. рабочих-мигрантов выехали из дома к месту работы в последний день китайских новогодних праздников В 2008 году 200 млн. пассажиров не могли добраться до места назначения из-за сильных снегопадов за несколько дней до китайского Нового годаЮго-Восточная Азия—развивающийся регион, где наиболее стремительно проходят процессы интеграцииВнешняя торговля составляет значительную долю ВВПСвыше 25% внешнеторгового оборота приходится на Юго-Восточную Азию; свыше 50% с учетом Северо-Восточной Азии
Переполненные поезда в Мумбаи Без посторонней помощи в вагон не попадешь
Достижение экономической плотности В поездах Мумбая каждый день гибнут люди
Китай: в 90-ые годы мигрировали миллионы рабочих
Поездка домой в Китае Вокзал в Гуанчжоу во время китайского Нового года 2008
Специализация и внешняя торговля в Юго-Восточной Азии Детали компьютеров производят и собирают по всей Восточной Азии
И не только компьютеры—интенсивные внешнеторговые потоки в Восточной Азии Интенсивные внешнеторговые потоки в Восточной Азии, с центрами в Китае и Японии
Результат? Китай, Индия и Юго-Восточная Азия вновь стали заметны на карте мировой экономической географии
Территориальные преобразования, необходимые для обеспечения прогресса Повышение плотностиНи одна страна, добившаяся высокого уровня дохода, не обошлась без урбанизацииСокращение расстояний Экономического роста, как правило, трудно добиться без приближения к местам повышенной плотностиПреодоление разобщенностиРоста, как правило, трудно добиться в месте, изолированном от других
Структура доклада Доклад можно читать по частям или по направлениям стратегической политики
Географические масштабы В докладе вопросы государственной политики анализируются на локальном, национальном и международном уровне
Проблемы государственной политики по каждому территориальному уровню Локальный: концентрация населения в городах будет опережать концентрацию экономической массыМиллиард населения мира живет в трущобахНациональный: территориальные различия по уровню жизни будут усугубляться по мере концентрации экономической массы в лидирующих областях страны Миллиард населения в отдаленных и отстающих областях Международный: бедное население окажется в ловушке изолированных стран, которые не развиваются Новый третий мир: «Миллиард неимущих»
Основные тезисы WDR 2009 Экономический рост будет несбалансированнымПытаться осуществлять территориальное расширение производства - значит бороться с силами экономического ростаПри этом развитие все же может быть инклюзивнымУстойчивые территориальные различия в уровне жизни нежелательны и преодолимыКак при несбалансированном экономическом росте добиться инклюзивного развития? Экономическая интеграцияНовый взгляд на проблемы урбанизации, регионального развития и глобальной интеграции; от территориальной адресности к территориальной интеграции
Власти прежде всего ориентированы на меры территориальной адресности Общие институты и связующая инфраструктура - самые мощные инструменты экономической интеграции
Для решения проблем, возникающих на начальном, промежуточном и продвинутом этапах урбанизации, требуются различные подходы По мере развития процессов урбанизации, на локальном уровне возрастает число задач интеграции, требующих решения
Китай: в отстающих областях высокий уровень бедности, однако большая часть бедного населения сосредоточена в наиболее развитых провинциях На национальном уровне: параметр – экономическое расстояние, инструмент – объединяющие институты
Бразилия: в отстающих областях - высокий уровень бедности и значительное число бедных Параметры—большие расстояния и неравномерная плотность; инструменты—институты, инфраструктура и стимулы целевого назначения
Индия: в отстающих областях высокий уровень бедности и значительная доля бедного населения Параметры — большие расстояния, неравномерная плотность и внутренняя разобщенность; инструменты—институты, инфраструктура и стимулы целевого назначения
Регионы развивающегося мира можно классифицировать по показателю доступа к рынкам Доступ к рынкам существенно различается, причем он обусловлен как географическими, так и государственно-политическими факторами
Классификация районов развивающегося мира согласно принципам экономической географии Для определения сложности международной интеграции стран различных регионов мира можно использовать параметры плотности, расстояния и разобщенности
Формирование политики интеграции Простой алгоритм для адаптации политики интеграции к экономической географии данной территории
В докладе предлагается Определить территориальные преобразования, необходимые для обеспечения прогрессаПовышение плотности, сокращение расстояний и преодоление разобщенностиВысвободить рыночные силы, способствующие экономической концентрации и социальному сближениюАгломерация, миграция и специализацияПри разработке политики учитывать экономическую географию данной территорииОбъединяющие “институты” — содействие продвижению труда и капитала в те районы, где открываются новые возможностиСвязующая “инфраструктура” — но не следует полагать, что это обеспечит перенос производственных мощностей Адресные “интервенции” — но только по мере необходимостиОжидаемые результаты: несбалансированный рост и инклюзивное развитие
Более подробно см. www.worldbank.org/wdr2009 [email protected] [email protected]@[email protected]