Методы и методические приемы обучения К.п.н., доцент А.В.Марина
План лекции: 1. Понятие «метод обучения». 2. Многообразие методов обучения, их классификация. 3. Методические приемы, их разнообразие. 4. Выбор методов и приемов обучения в учебном процессе. 5. Развитие методов обучения биологии.
Литература: Верзилин Н.М., Корсунская В.М. Общая методика преподавания биологии: Учебник для студентов пед. ин-тов по биолог. спец. – М. : Просвещение, 1983.
Литература: Пономарева И.Н. Общая методика обучения биологии: Учеб. пособие для студ. пед. вузов/ И.Н.Пономарева, В.П.Соломин, Г.Д. Сидельникова ; Под ред. И.Н.Пономаревой. -М.: Издательский центр «Академия», 2003
Рекомендуемая литература: Марина А.В., Кузина И.В. Государственный экзамен по биологии: педагогическая и методическая составляющие. – Арзамас: АГПИ, 2007
Methodos (греческий ) - способ, путь
Метод представляет собой совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения действительности, подчиненный решению конкретной задачи.
Метод обучения( по Н.М.Верзилину и В.М.Корсунской ) «упорядоченно организованное взаимодействие учителя и учащихся, ведущее к достижению целей учебно-воспитательного процесса».
Признаки методов обучения: метод обучения предполагает усвоение того или иного компонента содержания, его конкретного воплощения в учебном материале;
Признаки методов обучения: метод обучения организует тот или иной способ усвоения знаний и умений в зависимости от компонента содержания;
Признаки методов обучения: метод обучения предполагает наличие характеристики взаимосвязанной деятельности учителя и ученика.
Метод обучения( по Н.М.Верзилину и В.М.Корсунской ) «способ передачи знаний учителем и одновременно способ усвоения их учащимися».
Характеристика методов обучения с позиции дидактики Внешнее проявление метода (форма) Обусловлено влиянием источника знания и связано со словом, образом или действием.
Характеристика методов обучения с позиции дидактики Внутренняя сторона метода (содержание) Связана с логикой мыслительной деятельности учащихся, их самостоятельной познавательной активностью в процессе познания.
Подходы к классификации методов обучения : моноклассификации; бинарные классификации ; поликлассификации
Моноклассификации классификации, в основу которых положен один признак
По деятельности учителя и учащихся методы изложения нового материала учителем; методы самостоятельной работы учащихся (Б.В.Всесвятский, В.Ф. Шалаев, В.А. Тетюрев)
По дидактический задачам приобретения знаний; формирования умений и навыков; применения знаний и умений ; творческой деятельности; закрепления, проверки (М. А. Данилов, Б. П. Есипов, Н. И. Болдырев).
По уровням самостоятельной активности учащихся объяснительно-иллюстративный; репродуктивный; метод проблемного изложения; эвристический или частично-поисковый; исследовательский (И. Я. Лернер, М. Н. Скаткин).
По степени активности: непобуждающие (исполнительский и репродуктивный); побуждающие (частично-поисковый и исследовательский) (М .И. Махмутов).
Бинарные классификации классификации, основанные на вычленении двух признаков
по характеру восприятия знаний и направлению логического процесса ( по Б.Е. Райкову) словесно-утверждающие словесно-открывающие наглядно-утверждающие наглядно-открывающие моторно-утверждающие моторно-открывающие
по источнику знаний и психологической сущности деятельности ( по И.Д.Звереву)
по источнику знаний и психологической сущности деятельности ( по И.Д.Звереву)
Поликлассификации
Поликлассификации - классификации, в основу которых положено три и более признака
Классификация на основе источника знаний, характера деятельности учителя; характера деятельности учащихся словесные; наглядные; практические
Характерные признаки словесных методов обучения : источник знания - слово; деятельность учителя - передача знаний посредством слова; деятельность учащихся проявляется в том, что они усваивают знания, слушая.
Характерные признаки наглядных методов обучения : источник знания - наглядный объект; деятельность учителя – передача знаний показом объекта; деятельность учащихся - усвоение знаний, наблюдая.
Характерные признаки практических методов обучения : источник знания – практическая работа школьников, ; деятельность учителя - передача знаний инструктажем; деятельность учащихся - усвоение знаний, выполняя практическую работу
Виды словесных методов обучения рассказ; объяснение; беседа; школьная лекция; работа с книгой.
Виды наглядных методов обучения демонстрация натуральных средств наглядности; демонстрация эксперимента (опыта); демонстрация изобразительных средств наглядности; демонстрация экранных пособий; использование мелового рисунка.
Виды практических методов: работы по распознаванию и определению объектов; работы с раздаточным материалом; работы с микроскопом; работы по уходу и выращиванию растений и животных; постановка эксперимента учащимися.
Методический прием элемент метода, выражающий отдельные действия учителя и учащихся в процессе обучения.
Методический прием отдельный элемент метода обучения, обусловленный видом учебной операции и средствами обучения
Классификация методических приемов: логические; организационные; технические.
Логические методические приемы приемы, способствующие развитию мыслительной деятельности учащихся, их познавательной активности.
Логические методические приемы постановка проблем, вопросов; выявление существенных признаков (анализ); сравнение; обобщение; определение понятий.
Организационные приемы приемы, направляющие внимание учащихся, их восприятие и работу.
Организационные приемы словесных методов: запись под диктовку, ответ ученика с места, ответ у доски, письменный ответ и т.д.;
Организационные приемы наглядных методов: демонстрация опыта или объекта со стола, демонстрация с обходом по классу, раздача объектов на столы учащихся и т.д.;
Организационные приемы практических методов: индивидуальная форма ; групповая форма; фронтальная форма организации учащихся на выполнение практических или лабораторных работ.
Технические методические приемы приемы использования различного оборудования.
Технические приемы словесных методов: запись вопросов на доске, оформление вопросов на таблице, кодоскопе или экране, раздача карточек или анкет на столы учащихся.
Технические приемы наглядных методов демонстрация результатов опытов или пособий на разном цветовом фоне, прикрепление рисунков или схем на классной доске, магнитной доске и т.д.
Технические приемы практических методов: использование инструктивных карточек или таблиц при выполнении лабораторных работ, монтировка коллекций, гербариев, постановка опытов с использование различных инструментов, выполнение лабораторных работ с помощью разного оборудования (лупы, микроскопа и т.д.).
Факторы, влияющие на выбор методов обучения : содержание учебных понятий; дидактические цели урока; уровень подготовки и активности учащихся данного класса ; оборудование кабинета ;
Факторы, влияющие на выбор методов обучения : возможности самого учителя; уровень общего развития учащихся; психологические и возрастные особенности учащихся ; преемственная связь с предшествующим учебным и практическим опытом.
Спасибо за внимание !