«География» святости. Возможности картографического отображения данных
Основные подходы - философско-методологический; - информационно-технический - помощь в обработке, упорядочении и визуализации информации; - аналитический
философско-методологический вклад в понимание пространства Изотропное и анизотропное Физическое Социальное Географическое Каноническое
Объясняющие модели ИГРАН ПСТГУ пространство место территория район
Обработка и визуализация информации
Идентичность преобладающей части населения
13-15 века
Конец 20 века
Аналитические методы 1) Изучение взаимовлияний и связей (с другими компонентами и процессами – природой, экономикой и др.); 2) Анализ границ ; 3) Анализ динамики (эволюции ареалов, их активности или пассивности и др.).
Связь со средой
Анализ границ
До 1200
1200. 1450
1450 -1700
1700 -1987
Границы применения аналитических методов Технические Философские Этические Политические
Состояние работ по картографированию духовно-культурного наследия Вся страна Отдельные регионы Локальный уровень + (Озерова и др.) +/- (ХМАО, Приволжский..) +/- (Соловки)
Проблемы Нет статистики Нет общей методологии (что показывать на картах) Не разработаны показатели, отражающие качественные характеристики
Концепция «Православного Атласа России» В центре должны стоять духовно-культурные процессы Сочетание с другими сферами (природой, хозяйством и населением) Многоуровенность (страна, регион, локальный уровень) Академичность Духовное руководство
Структура Атласа Часть 1. Духовно-культурное наследие и история освоения духовного пространства России Часть 2. Современная православная Россия Часть 3. Динамика духовно-культурных процессов
Индикаторы Крещение Обряды венчания и отпевания Причастие Соблюдение постов Посещение храма
Индикаторы Оккультизм Пьянство Аборты Преступления
Крещение Около 100% даже в советское время
Обряды венчания и отпевания Венчаются от 5 до 30% (в зависимости от селения) Отпевание совершается все чаще и достигает в среднем около 40-60%
Посещение храма и причастие Не посещают около 90% населения района 1-5 раз в году, кратковременно (например, поставить свечку или для участия в панихиде) – около 8% Изредка (3-6 раз в году), но на все время литургии (2%), причастие 1 раз в год (как правило, на пасху) Регулярно (примерно раз в месяц), на все время литургии (около 220 человек), причастие в среднем 1 раз в 2-3 месяца Регулярно во все воскресные и праздничные дни (около 75 человек), причастие не реже 1 раза в месяц