Бахтина Ирина Владимировна, учитель физики МОУ «СОШ №3» г. Новый Оскол Белгородской области Использование информационно – коммуникационных технологий в процессе обучения физике как средство повышения качества знаний учащихся 900igr.net
Использование ИКТ на уроках физики обусловлено причинами целый ряд физических явлений можно наблюдать только на базе научных лабораторий со специальным оборудованием; многие процессы микромира и быстродействующие процессы невидимы для нас; объективные Сокращение количества часов на изучение физики на базовом уровне с 4-х до 2-х ежегодно от 15 до 25% выпускников выбирают сдавать физику в форме ЕГЭ, что предполагает овладение знаниями по предмету на профильном уровне. субъективные
Компьютер выдает только то, что в него ввели. Секрет успеха – не информация, но люди. Ли Якокка Арсенал мультимедийных ресурсов Электронные учебники; ЦОР, разработанные ООО «Физикон» , а также коллекция ЦОР в сети интернет; Готовые программные продукты по физике; Презентации к урокам; Компьютерные тренажеры; Виртуальные музеи;
БЛОКИ ПРЕЗЕНТАЦИЙ «КИНЕМАТИКА»
БЛОКИ ПРЕЗЕНТАЦИЙ «ИЗОПРОЦЕССЫ. ТЕРМОДИНАМИКА. КПД»
БЛОКИ ПРЕЗЕНТАЦИЙ «ЭЛЕКТРОДИНАМИКА»
ПРЕИМУЩЕСТВА БЛОКОВ четкая внутренняя логика каждой презентации, связывающая воедино все этапы урока; система презентаций, входящих в один блок, такова, что цели последующих уроков плавно вытекают из целей предыдущих и являются их логическим продолжением; при изложении материала обязательно закладывается база для формирования умения решать задачи, как расчетные , так и качественные; упор делается не на запоминание огромного количества формул, что невозможно для среднестатистического ребенка с обычными способностями, а на обучение его получать новые формулы, опираясь на известные ранее, рассуждая логически и используя имеющийся к тому времени запас знаний; использование анимации способствует лучшему овладению методикой решения графических задач; важная роль отводится визуализации физических процессов;
Анимации в презентация по теме «Закон сохранения импульса» помогают ребятам разобраться с происходящими изменениями и, как следствие, научиться быстрее решать задачи; Облегчают усвоение темы и анимации в презентации «Свободное падение тел»; Методика решения графических задач отрабатывается в ходе знакомства с аналитическим пошаговым методом, который применяется в презентациях « Изопроцессы в газах» и « Применение первого закона термодинамики решению задач».
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРЕЗЕНТАЦИЙ Всегда есть возможность сохранить презентацию на электронном носителе и использовать дома при подготовке к уроку и выполнении домашнего задания; Есть возможность использовать презентацию для самостоятельного изучения материала в случае болезни или вынужденного пропуска урока по уважительной причине; Можно использовать презентации в качестве пособия для подготовки к ЕГЭ как в рамках неаудиторных занятий, так и при самостоятельной подготовке в домашних условиях, т.к. в них сосредоточен в сжатой форме основной теоретический материал и методы решения различных видов задач; Являются замечательным подспорьем при повторении ранее изученного материала перед контрольной работой, зачетом и т.д., так как к ним можно обращаться столько , сколько того требуют сложившиеся обстоятельства;
ПРИМЕНЕНИЕ ГОТОВЫХ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ПРОДУКТОВ Прекрасным подспорьем в работе являются программы « Открытая физика ч.1 и ч. 2 », «Живая физика»
Позволяют, меняя параметры величин, устанавливать зависимости между ними, что особенно важно для пониманию физической сущности рассматриваемых процессов и явлений.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ в 7 классах Обусловлено следующими объективными причинами: трудности при оформлении работы в тетради; не могут самостоятельно ориентироваться в последовательности выполнения заданий; 3. трудности в работе с таблицами данных; 4. трудности в формулировании вывода.
На решение всех перечисленных проблем ориентирован блок презентации в двух частях « Лабораторные работы для 7 класса» Каждая из 10 представленных лабораторных работ имеет подробное, пошаговое сопровождение, что помогает детям без труда и с восторгом выполнять их.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ЭЛЕКТИВНЫХ КУРСОВ На занятиях элективного курса в 9 классах по теме « Фундаментальные эксперименты в физической науке» часто использую в режиме реального времени сеть интернет, т.к. это позволяет максимально интересно построить занятия, привлечь коллекции ЦОР , имеющиеся в сети , разнообразить виды деятельности Второй курс « Применение законов динамики к решению задач» имеет чисто практическую направленность, поэтому при его проведении много времени уделяю развитию практических навыков решения задач с опорой на обучающие презентации, презентации - тесты
ПРИ ПОДГОТОВКЕ ВЫПУСКНИКОВ К ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ возможности применения информационных технологий очень разнообразны: готовые программные продукты; разнообразные он-лайн тренажеры; официальные сайты с информацией о ЕГЭ, ГИА; дистанционные интернет - курсы по подготовке к ЕГЭ; разнообразные текстовые документы с заданиями; презентации, созданные учителем. При проведении неаудиторных занятий по подготовке к ЕГЭ основной упор делаю на обучении решению тестовых заданий, используя как интернет – источники, так и собственные презентации
ПЕРСОНАЛЬНЫЙ САЙТ РАСШИРЯЕТ ВОЗМОЖНОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С УЧЕНИКАМИ создан 15 июля 2010 года
Страницы для моих учеников: «Готовимся к контрольным и зачетам» « ЕГЭ по физике»
«Олимпиады по физике» «Решаем вместе» Страницы для моих учеников:
быть в курсе всех событий в области инновационных компьютерных технологий; быть на одной волне с подрастающим поколением; быть осведомленной в области современной интернет – индустрии; чтобы уроки были современными, насыщенными, интересными и познавательными, содержали полезную информацию, которая не доступна детям в учебниках; уроки с использованием ИКТ становятся более результативными , высокого качества; Я ИСПОЛЬЗУЮ ИКТ ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ
Учитель, который стремится идти в ногу со временем, должен общаться с коллегами из других регионов нашей огромной страны, заимствовать у них новые идеи, новые методики, и, естественно, делиться с ними своими наработками. «Сообщество учителей физики» Портала «Сеть творческих учителей», участником которого являюсь с 2009 года, объединяет учителей , использующих ИКТ технологии в преподавании физики.
За это время более 20 моих разработок уроков и внеклассных мероприятий прошли открытую общественную экспертизу на страницах Сообщества , им присвоен логотип Портала и они рекомендованы Координационным Советом для использования на уроках
ПОКАЗАТЕЛЯМИ ЭФФЕКТИВНОСТИ МОЕГО ТРУДА ЯВЛЯЮТСЯ УСПЕХИ МОИХ УЧЕНИКОВ в учебной деятельности класс 2007 - 2008 2008 - 2009 2009 - 2010 успев кз успев кз успев кз 8 класс 100 91 9 класс 100 100 10 класс 100 100
Результаты ЕГЭ ( средний балл) Средний балл по школе выше, чем по России, области, району РОССИЯ ОБЛАСТЬ РАЙОН ШКОЛА 2008 - 2009 2009 - 2010 2008 – 2009 2009 - 2010 2008 - 2009 2009 - 2010 2008 - 2009 2009 - 2010 49 51 49,3 51,8 52,15 53 54,33 57,88
УЧАСТИЕ В ПРЕДМЕТНЫХ ОЛИМПИАДАХ 2010 – 2011 учебный год Физика Клименко Валентина, 8 класс – призер Сушков Владимир, 9 класс – призер Белашова Алина, 9 класс – призер Стоякина Наталья , 11 класс - призер Астрономия и физика космоса Сушков Владимир, 9 класс – призер Стоякина Наталья, 11 класс – призер