* Урок – турнир по физике в 10 классе по теме: «Законы постоянного тока» «Науку все глубже постигнуть стремись, познанием вечного жаждой томись. Лишь первых познаний блеснет тебе свет, узнаешь: предела для знания нет.» ( Персидский поэт, 940-1030г.г. Фирдоуси) Учитель физики ГОУ СОШ № 845 Зеленоградского АО г.Москвы Томилина Ольга Алексеевна 05.03.2008г. 5klass.net
* Цель урока: повторить и обобщить знания основных законов постоянного тока, видов соединений проводников; найти как перераспределяются между проводниками сила тока, напряжение и выделяемая мощность. Задачи: закрепить навыки решения экспериментальных, расчетных и качественных задач; показать значение опытных фактов в бытовых ситуациях, научить применять знания на практике, закрепить умение объяснять наблюдаемые явления и установленные закономерности; развить коммуникативные способности учащихся, продолжить формировать навык коллективной работы в сочетании с самостоятельностью учеников.
* Электрический ток – это упорядоченное движение заряженных частиц. Условия для создания электрического тока: наличие свободных носителей заряда (электронов, ионов); наличие электрического поля; замкнутость цепи.
* Действия электрического тока: 1. тепловое, 2. химическое, 3. магнитное.
* Сила тока – физическая величина, характеризующая действие тока. обозначается – I измеряется в Амперах – А прибор для измерения – Амперметр I = q / t
* Напряжение – физическая величина, характеризующая работу электрического поля по перемещению единичного заряда между 2-мя точками. Обозначается – U Измеряется в Вольтах, В Прибор для измерения- Вольтметр U = A / q
* Зависимость силы тока от напряжения в проводнике: Получение вольт-амперной характеристики проводника Сила тока в проводнике прямо пропорциональна напряжению на концах проводника. I ~ U
* Сопротивление - физическая величина, характеризующая способность проводника препятствовать прохождению тока. Обозначается – R Измеряется в Омах, Ом Зависит только от характеристик проводника.
* Закон Ома для участка цепи:
* Виды соединения проводников:
* Основные формулы темы:
* Последовательное и параллельное соединения: Последовательное – соединение, при котором конец одного проводника присоединен к началу другого Параллельное – соединение, при котором все проводники заключены между двумя общими точками.
* «Плюсы» соединений: Последовательное Реостаты и предохранители включают в цепь только последовательно Параллельное Независимость работы элементов друг от друга (если сгорит одна лампа, то другие продолжают гореть)
* «Минусы» соединений: Последовательное «Эффект гирлянды» Параллельное При большом количестве веток общее R мало, значит, I - велика, электропроводка может перегореть.
* Известные ученые - физики: Алессандро Вольта 1745 – 1827г.г. Андре Ампер 1775 – 1836г.г. Георг Ом 1787 – 1854г.г. Джеймс Джоуль 1818 – 1889г.г. Шарль Кулон 1763 – 1806г.г.
* Какие ошибки допущены в нарисованных схемах? №3
* Как получить сопротивления 36 Ом и 16 Ом, используя три одинаковых резистора сопротивлением по 24 Ом ?
* Найти общее сопротивление, если все сопротивления по 2 Ом.
* Лампы одинаковые. Как изменится накал каждой из ламп, если лампа №4 перегорит? 1 – уменьшится 2 и 3 - увеличится
* Преобразование цепей: Rас = Rbd = 0. Значит Uac = Ubd = 0. Следовательно, Ya = Yc; Yb = Yd. Потенциалы точек, соединенных перемычками, одинаковы. Согласно закону Ома , между этими точками ток не протекает.
* Найти общее сопротивление цепи:
* Домашнее задание №1: найти общее сопротивление цепи.
* Домашнее задание №2: Даны 4 резистора по 60 Ом каждый. Начертите схемы соединений всех 4-х резисторов, чтобы Rоб =15; 45; 60; 80; 150; 240 Ом. Возле каждой схемы напишите общее сопротивление.
* Список литературы: Блинов В.Н. Тесты по физике. 10 класс. – Саратов: Лицей,2005г. Дягилев Ф.М. Из истории физики и жизни ее творцов. – Москва, Просвещение,2004г.г. Кабардин О.Ф. и др. Задания для контроля знаний учащихся по физике в средней школе. – Москва, Просвещение, 2003г. Браверман Э.М. Урок физики в современной школе. – Москва, Просвещение,2004г. Ланина И.Я. Формирование познавательных интересов учащихся на уроках физики. – Москва. Просвещение. 2001г.