МКУ «Информационно–методический отдел управления образования» Советского района Саратовской области Муниципальный фестиваль открытых уроков предметов естественно-математического цикла Урок- лаборатория по физике в 8 классе с применением Дальтон- технологии Учитель физики высшей квалификационной категории МБОУ СОШ №1 п. Степное Бейбулатова Е.А. Февраль2013год 5klass.net
Вам знакомо это?? Что это такое??
Электризация тел. Два рода электрических зарядов.
Девиз урока: Выбирай, кого хочешь. Спрашивай кого хочешь, но за выполнение задания будешь отвечать сам.
Памятка для учащихся: Получив задание по теме, распределите его в группе. Вчитайся в задание и определи его цель. Береги время. Консультируйся с товарищами по группе, учителем. Спрашивай у других, объясняй сам . Используй библиотеку, работай со справочниками, проведи анализ текста. Подготовься к выступлению и выступи.
Задание 1. 1. Что такое электрон? С какой легендой связано имя Фалеса Милетского? 2. Расскажите эту легенду. 3. Продемонстрируйте на опыте.
Из истории От слова «янтарь» (по-гречески -электрон) явления притяжения натёртых тел назвали электрическими Древнегреческий ученый Фалес VI до н. э.
Задание 2. 1. Подготовьте сообщение об ученом, в честь которого названа единица измерения электрического заряда. 2. Найдите в литературе фрагменты или стихотворения по теме «Электрические явления».
Электрический заряд – q в СИ [q]- Кл Ш.Кулон,1736-1806 Тело, у которого q≠0, называется заряженным, а тело, у которого q=0 называется незаряженным (нейтральным)
Задание 3. 1.Что такое электризация? 2. Используя подручные материалы, соберите экспериментальную установку и продемонстрируйте электризацию тел.
Электризация процесс сообщения телу электрического заряда
Запомните! В электризации учавствуют два тела. Электризация тел происходит при их соприкосновении. Трение тел увеличивает площадь соприкосновения тел.
Исторически условились Электрический заряд, полученный на эбонитовой палочке, назвали отрицательным (-), на шерсти – положительным (+) Электрический заряд полученный на стеклянной палочке, назвали положительным (+), на шелке – отрицательным (-)
Задание 4. 1. Используя подручные материалы, соберите экспериментальную установку. 2. Проделайте опыты, используя указания к работе. 3. Ответьте на вопросы.
Задание 5. 1. Используя подручные материалы, соберите экспериментальную установку. 2. Проделайте опыты, используя указания к работе. 3. Ответьте на вопросы.
Заряды одинакового знака взаимно отталкиваются Заряды разноимённого знака взаимно притягиваются
Повторим! Физкультминутка
Проверь себя! Пробковые шарики, подвешенные на нитях, заряжены. Какого знака заряды на шариках? А Б На А +, а на Б -. На А -, а на Б +. На А + и на Б +. На А - и на Б -.
Какой знак заряда на шариках? А Б На А +, а на Б -. На А -, а на Б +. На А + и на Б +. На А - и на Б -.
Задание 6. 1.Приведите примеры электризации трением на производстве и в быту.
Применение электризации Окрашивание деталей. Копчение продуктов. Замес теста на крупных заводах и кондитерских. Очистка промышленных газов и др.
Дальтон-задание Прочтите внимательно задание. Обсудите реальность выполнения данного задания. Ответьте на вопросы .
1 Мастеру прядильного цеха Иванову Степану Ивановичу был объявлен выговор за то, что он не следил за влажностным режимом в цеху. По его вине, нити при электризации друг о друга и о детали станка, путались и рвались. Степан Иванович с выговором был не согласен. Он считал, что в разрыве нитей виноваты работницы, которые плохо следили за работой станка.
Вопросы: 1. Почему так важен влажностный режим в цехах текстильной промышленности? 2. Справедливо ли был наказан мастер Степан Иванович? 3. Могли ли быть последствия при трении нитей и не соблюдении влажностного режима более серьёзными?
2 Комиссия, проверяющая работу в типографии была возмущена тем, что несколько раз в день печатные (ротационные) машины отключались, для проведения в цеху влажной уборки. Это, по их мнению, снижало производительность труда, повышало себестоимость печатной продукции. Мастер цеха Петров Иван Иванович объяснил, что это необходимо делать для того, чтобы снять статическое электричество с бумаги и машины, для предотвращения заминания и порыва бумаги и возможности пожара.
Вопросы: 1. Кто прав? Иван Иванович или комиссия? 2. Как повысить производительность труда и себестоимость печатной продукции?
3 Механик автоколонны по перевозке нефти Сидоров Пётр Кузьмич не подписал путёвку в рейс Иванову Дмитрию Викторовичу, так как на его бензовозе цепь утратила несколько звеньев и была недостаточно длинной. Однако Иванов самовольно покинул гараж и уехал в рейс, так как не хотел, чтобы пропал рабочий день. На посту ДПС бензовоз был остановлен и отправлен на принудительную стоянку за несоблюдение правил перевозки опасных грузов. По решению суда Иванов был лишён водительских прав сроком на 1 год.
Вопросы: 1. Зачем к бензовозам прицепляют цепь до земли? 2. Прав ли был механик автоколонны? 3. Не слишком ли суровое наказание понёс Иванов?
Рефлексия: красная карточка – понравилось, синяя карточка– понравилось, но не все, желтая карточка– совсем не понравилось