Экологическое образование в процессе обучения физики Работу выполнила:Учитель физики МОУ СОШ №7г.Твери, Тверской областиЛапотникова Е.Ю.
Среди глобальных, жизненно важных проблем, стоящих перед человечеством, первостепенное значение приобрела в наши дни проблема экологии. Причинами этого являются:Неразумное отношение человека к природе.Н.Т.Р. вступила в новую фазу своего развития и т.д.
Цель работы: Повысить интерес учащихся к данному предмету; рассмотреть красоту физики, как основы наук о природе.Для выполнения данной цели, были поставлены следующие задачи:Раскрыть физико-экологические знания, приобретаемые учащимися при изучении курса физики.Описать пути и методы обучения школьников к экологическим знаниям и умениям, как на урочных, так и на внешкольных занятиях по физике.
Основы экологического образования учащихся. В основе экологического воспитания и образования лежит ряд принципов, которые помогают выполнить поставленную цель: Принцип гуманизации.Принцип интеграции.Принцип взаимосвязи знаний и практической деятельности.Принцип совместного раскрытия глобальных, государственных и краеведческих факторов среды.Принцип непрерывности и систематичности. Целью экологического образования является развитие у школьников ответственного отношения к окружающей среде.
Роль курса физики в изучении экологии. В основу отбора содержания экологических знаний, с которыми учащиеся должны быть ознакомлены при изучении физики, положен системный подход к пониманию биосферы и места человека в ней. Наряду с этим учтено. Экологические сведения должны быть логически связаны содержанием курса физики; их использование направлено на углубление физических знаний.Включаемые в рассмотрение экологические материалы должны удовлетворять принципу научности, пониманию процесса воздействия человека на окружающий мир;Изучаемые вопросы должны быть доступны для усвоения, учитывать возрастные особенности мышления учащихся, активизировать их умственную деятельность.
Вопросы экологии в курсе физики. Для ознакомления учащихся с необходимыми экологическими сведениями необходимо соблюдение ряда условий. К таким условиям относятся следующие:Вопросы экологии должны быть органически связаны с содержанием изучаемого учебного материала.Они должны излагаться в информационном плане, занимая не более 5-6 минут. Их следует использовать для возбуждения интереса учащихся к изучаемому материалу.При ознакомлении школьников с вопросами экологии необходимо использовать наглядные и технические средства обучения.
Приложения (система работы).
Образцы вопросов и заданий с экологическим содержанием, предлагаемые к использованию в X классе.
Таким образом, изучение физических аспектов экологических знаний ведет к углублению, к расширению знаний учащихся по физике, к повышению их интереса к данному предмету.Ведь выживание человечества зависит сейчас от сохранения общей благоприятной для жизни экологической обстановки на Земле. Понимание этого и сообщение учащимся экологических сведений, развитие их экологического сознания, привлечение школьников к спасению природы – непосредственный гражданский долг учителя физики в условиях НТП, и тем самым можно внести вклад в борьбу за нормальные условия жизни на Земле, сохранять которые призваны и нынешние ученики школы.
Спасибо за внимание!