Понятие научной истины, ее критерии Презентация составлена учителем обществознания МОУ лицея №102 Носивец Н.Д.
Онтологический подход к истине (наиболее древний) Истина – особого рода событие. Бог – единственная истина. То есть: Истина есть независящая от субъекта реальность, либо одна из составляющих бытия, либо бытие в своей полноте.
Гносеологический подход к истине (наиболее распространенный) Истина – особого свойства знания. Истина – характеристика знания, не существующая в отрыве от него, а значит и от познающего субъекта, этим знанием обладающего.
Классическая концепция истины (Дж.Локк, Спиноза, философы-просветители, Г.Гегель, диалектические материалисты) Истина есть соответствие знаний действительности. Идеалистический вариант, если действительность (бытие) понимается как сознание, дух. Материалистический вариант, если действительность (бытие) понимается как материя.
Характеристики истины
Объективность Независимость содержания истинного знания от познающего субъекта. Если по содержанию истина объективна, то по форме она всегда субъективна. Истинное знание существует только через человека и выражается в субъективной, индивидуальной форме.
Абсолютность Понимается как полнота, безусловность и окончательность истины. Абсолютно истинным считается такое знание, которое сохраняет свое содержание в любую историческую эпоху. Абсолютность истины понимается как идеал знания, к которому движется человечество.
Относительность Означает неполноту, незавершенность, условность истины. В истине есть такие компоненты, которые в процессе развития знания устраняются или ограничиваются определенной сферой применения.
Свойства истины
Динамичность Единство относительности и абсолютности, объективности и субъективности. Истина динамична, поскольку абсолютное в ней существует через относительное, а объективное через субъективное.
Процессуальность Истина процессуальна, поскольку существует в движении не как окончательный результат познания, а как сам процесс познания, последовательное, преемственное движение познания от менее совершенных форм к более совершенным.
Конкретность Означает, что не существует неизменной для всех ситуаций истины, истинное знание спровоцировано на те обстоятельства, в которых оно получено, на условия места и времени.
Истина и знание Всякая истина есть знание, но не всякое знание есть истина. Знание может существовать и в форме заблуждения (информация о том, чего нет в действительности, но что человек мыслит или представляет как существующее)
Наука и истина Наука, ориентируясь на получение объективного истинного знания, включает в себя неистинные (недоказанные) знания (недоказанные теоремы, парадоксы и т.п.). Недоказанные истины не могут быть исключены из науки, так как за счет них, требующих дополнительных проверок и уточнений, происходит развитие науки.
Формы истины Научная форма Научное знание
Критерий истины - мысленная или практическая процедура, которая позволяет дать ответ на вопрос о соответствии знания познаваемому объекту.
Критерии истины Практика Непротиворечивость Когерентность (системность) Эвристичность Простота Красота Полезность
Практика - предметно-чувственная деятельность человека по преобразованию материальных систем. Практика – ведущий критерий истины. Если знание истинно, то основанная на нем практическая деятельность будет успешной. Не может использоваться в анализе знаний высшей математики, квантовой физики, в суждениях о прошлом в исторической науке, в философских знаниях и т.п.
Непротиворечивость Предполагает, что истинное знание должно выражаться в логически непротиворечивых формах. Логическое противоречие свидетельствует либо о заблуждении, либо о лжи.
Когерентность (системность) Предполагает, что новое знание должно быть хорошо согласовано с теми результатами, которые уже оцениваются как истинные (фундаментальные знания: философские принципы причинности, единства мира, сохранения энергии, самоорганизации мира и т.п.). Из двух теорий, которые не могут быть проверены на практике истинной признается та, которая более совместима с фундаментальным знанием.
Эвристичность Характеризуется накоплением новых знаний. Из двух теорий более истинной (эвристичной) является та, в которой теоретический рост опережает эмпирический.
Простота (субъективный критерий) Из двух теорий предпочтение отдается той, которая объясняет действительность более просто (Аристотель, Г.Лейбниц, У.Куайн)
Красота (субъективный критерий) Выражает личностную удовлетворенность результатами познания. Хорошая теория отличается особой эстетической гармонией, элегантностью, ясностью и стройностью.
Полезность Знание, которое обеспечивает деятельность, ведущую к успеху, следует рассматривать как истинное, независимо от его содержания.