http://lib.ru/POEEAST/ARISTOTEL/metaphiz.txt – Аристотель «Метафизика» http://lib.ru/POEEAST/ARISTOTEL/metaphiz.txt – Аристотель «Метафизика» http://www.claw.ru/a-humant/fl_gu_m_191.htm - общее изложение теории Аристотеля http://psylib.org.ua/books/dobro01/txt05.htm - комментарий А. Доброхотова
«… естествоиспытатель (physikos) занимается всем тем, что составляет действительности и состояния такого-то тела и такой-то материи… [Свойства же], неотделимые от тела, но, с другой стороны, поскольку они не являются состояниями определенного тела и [берутся] в абстракции, [изучает] математик, поскольку же они отделены [от всего телесного, их изучает] метафизик» // Аристотель. О душе, I, 1, 403 b «… естествоиспытатель (physikos) занимается всем тем, что составляет действительности и состояния такого-то тела и такой-то материи… [Свойства же], неотделимые от тела, но, с другой стороны, поскольку они не являются состояниями определенного тела и [берутся] в абстракции, [изучает] математик, поскольку же они отделены [от всего телесного, их изучает] метафизик» // Аристотель. О душе, I, 1, 403 b
Возражения против теории идей Платона: Возражения против теории идей Платона: Приписывая всем вещам одноименные идеи, платоник удваивает мир, как будто думая, будто большее число сущностей легче познать, чем меньшее. Ни один из способов доказательства существования идей не достигает своей цели. "Третий человек": Связь предмета и идеи требует "посредника". Так, между человеком вообще и отдельным человеком, Платоном, должен существовать еще один "человек", скажем, "грек". Но в таком случае между человеком вообще и греком должен существовать еще один "человек", допустим, "белый человек", и т.д. до бесконечности. Идеи провозглашают причинами, но не могут им быть, так как неподвижные идеи не могут быть причиною движения. Платон не выяснил, что означает "причастность" вещей идеям, - это "пустые слова и поэтические метафоры". Наконец, вообще невозможно, "чтобы врозь находились сущность и то, сущностью чего она является» // Метафизика. I, 81
Аристотель – панлогист Аристотель – панлогист 1 найти значение термина 2 уметь его пояснить применительно ко взглядам Аристотеля Категории – роды бытия? Формы мысли? Грамматические формы? (от греч. kategoreo – высказывать, утверждать, судить) Три основных категории, согласно «Метафизике», - сущность, свойство, отношение. Почему от десяти категорий Аристотеля приходит к трем?
Два критерия сущности, по Аристотелю: мыслимость, или познаваемость, в понятии и «способность к отдельному существованию». Отсюда: Два критерия сущности, по Аристотелю: мыслимость, или познаваемость, в понятии и «способность к отдельному существованию». Отсюда: Первые сущности – отдельно существующие предметы Вторые сущности – роды и виды бытия
"А о причинах (aitian), - пишет Аристотель, - речь может идти в четырех смыслах: одной такой причиной мы признаем сущность и суть бытия, "основание, почему" (вещь такова, как она есть) восходит в конечном счете к понятию вещи, а то основное, благодаря чему ( вещь именно такова), есть некоторая причина и начало, другой причиной мы считаем материю и лежащий в основе субстрат; третьей - то, откуда идет начало движения; четвертой ... "то, ради чего" (существует вещь) и благо (ибо благо есть цель всего возникновения и движения)». "А о причинах (aitian), - пишет Аристотель, - речь может идти в четырех смыслах: одной такой причиной мы признаем сущность и суть бытия, "основание, почему" (вещь такова, как она есть) восходит в конечном счете к понятию вещи, а то основное, благодаря чему ( вещь именно такова), есть некоторая причина и начало, другой причиной мы считаем материю и лежащий в основе субстрат; третьей - то, откуда идет начало движения; четвертой ... "то, ради чего" (существует вещь) и благо (ибо благо есть цель всего возникновения и движения)». Формальная, материальная, действующая и целевая (конечная) - если принять более позднюю номенклатуру - исчерпывают все возможные причины.
Форма = суть бытия = первая сущность Форма = суть бытия = первая сущность Форма – минимально общее, что есть в вещи «Форму никто не создает и не производит» Форма составляет суть вещи, то, без чего ее нет Форм столько, сколько низших видов, далее не распадающихся Форма – смысл вещи Форма активна Форма вечна Форма неподвижна
Хюлэ – лес, кустарник; осадок, гуща, муть – бесформенное и неопределенное вещество Хюлэ – лес, кустарник; осадок, гуща, муть – бесформенное и неопределенное вещество Стеросис – «лишенность» - «то, из чего вещь состоит» В чем отличие платоновской трактовки материи от аристотелевской?
Возможность Возможность Действительность Природа и технэ как движущие причины Материя – возможность или действительность? Кирпич - … глины Глина - … кирпича Дом - … кирпича
Цель – в самой вещи Цель – в самой вещи Энтелехия Цель – стремление к благу, т.е. осуществленности Достижение цели – реализация потенциала Осуществление цели – существование Не осуществленная цель = отсутствие существования
http://www.taby27.ru/studentam_aspirantam/philosophie_wse/platon_samost.html самостоятельная работа по философии Платона и Аристотеля http://www.taby27.ru/studentam_aspirantam/philosophie_wse/platon_samost.html самостоятельная работа по философии Платона и Аристотеля