Человек и общество в первых философских учениях. Древние мыслители о человеке.
Мифологическое сознание древнего человека Миф (mythos) – от греч. сказание, преданиеМифологическое сознание – рассмотрение человека как части сообщества, а сообщества части природы. При этом мир природы наделяется человеческими характеристиками
Мифологические идеиИдея творения – мир создан существом – богом
Мифологические идеиИдея развития – мир создан из хаоса
Темы мифологических циклов Мифы о происхождении человекаМифы о герояхМифы о конце света (конце времен)
Основные черты мифологического сознанияЧеловек воспринимал любое явление (даже сон), как реальность.Объяснение явления не с позиции Почему произошло? А с позиции Кто руководит явлением?Восприятие мира как арены борьбы сил божественных и демонических, космических и хаотических.Важнейшие события приурочивались к календарным праздникам
Древнеиндийская философия Ведическая литература («веда» - знание) –обширный набор текстов, составлявшихся на протяжении нескольких столетий (1200- 600 г.г до н.э.). Мир как противостояние Космоса и Хаоса
Древнеиндийская философия Упанишады – процесс обучения мудрецом своих учеников. Идея РЕИНКАРНАЦИИ – переселения душ живых существ после их смерти. Понятие КАРМЫ – «деяние или поступок»
Древнеиндийская философия Йога – соединение, связь. Цель основных этапов – самообладание, овладение дыханием, изоляция чувств от внешнего воздействия, концентрация мысли, медитация (созерцание)
Древнеиндийская философияБуддизм – философское учение направленное на поиск путей духовного освобождения человека.Будда – Гаутама V век до н.э.Четыре «благородные истины»:Мир полон страданийПричина страданий – в физических желанияхЕсли устранить желания, тогда умрет страсть и исчезнут страданияЧтобы этого достичь нужно следовать определенному пути
Нирвана – состояние духовного освобождения человекаЗадание: вспомнить христианские заповедиЗаповеди Буддизма
Древнекитайская философияЧеловек объединяет:Темное и светлоеМужское и женскоеПассивное и активное
Даосизм«Дао» - путь. Даосизм – учение о пути.Лао Цзы – автор. Человек должен следовать естественному ходу вещей, деятельность без нарушения меры.
КонфуцианствоКонфуций – автор 551 – 479 г.г. до н.э.Человек – живущий в обществе гуманности и милосердия. «Не делай другим того, чего не желаешь себе».Правильное государство, правильное общество, правильный человек.«Суть господина подобна ветру, а суть простых людей подобна траве. И когда ветер веет над травой она не может выбирать, а наклоняется».
Домашнее задание:§ 2 стр.20 – 22, стр.25 ?3
Философия древней Греции Философия – от греч. - любомудриеМИЛЕТСКАЯ ШКОЛА VI век до н.э.
Основная идея милетских философовПРОБЛЕМА. Поиск основы бытия. Обоснование происхождения мира.ВЫВОДЫ:Изначально существовало некое единство;2. Единый порядок скрытый, под хаосом наших ощущений можно познать3. Важно искать связь вещей;4. Искать через «голос разума»
Учение Платона (427 – 347 гг. до н.э.)Государство – совместное поселение людей для удовлетворения потребностей в пище, жилье, одежде.
Идеал справедливого общества по Платону 1. Руководят одаренные, высоконравственные, хорошо подготовленные люди.2. Основной принцип - справедливость3. Люди разделяются на три группы: мудрецов, которые должны править.Воинов, которые должны защищать.Крестьян е ремесленников, которые должны трудиться.4. Частная собственность – источник зла и несправедливости.5. Не государство существует ради человека, а человек живет ради процветания государства.
Стадии развития общества по Платону Династия – общество без бедных и богатых, без писаных законов, властью распоряжались старейшины родовАристократия – большие поселения людей, законодательство, выборная власть. В эту эпоху появляется государство.Идеальное государство – правят мудрецы – философы, частная собственность только для низших слоев населения. Земледельцев и ремесленников.
Система образования по Платону С 10 до 20 лет одинаковое образование.Предметы: гимнастика, музыка, религияОтсеявшиеся: купцы, ремесленники, земледельцы - умеренность С 20 до 30 лет лучшие.Основной предмет – математикаУправляющие и воины - мужествоС 30 до 35 лет «Лучшие из лучших»Основной предмет – философияС 35 до 50 лет ЭЛИТАУчастие в жизни общества, управление государством
Аристотель (384—322 до н. э.)философский труд «Политика» Идеальное государство по Аристотелю:1. Основная задача государства - бодрствовать над охраной имущественных интересов граждан. 2. Необходимо сохранение частной собственности, так как потребность в собственности свойственна человеку по природе. 3. Предпочтительная форма правления – АРИСТОКРАТИЯ (При аристократии власть находится в руках немногих, обладающих личными достоинствами, и она возможна там, где личные достоинства ценятся народом)
Связь между формами политического устройства по Аристотелю Олигархия – власть немногих, становясь властью одного, превращается в деспотию, а становясь властью большинства — в демократию. Царство вырождается в аристократию или политию, та — в олигархию, та — в тиранию, а тирания в демократию.
Домашнее задание:§ 2 до конца, опорный конспект в тетради