Рыночные отношения в экономике
Экономические системы Рынок и его роль в экономической жизни Рыночные структуры Конкуренция и монополия Современный рынок Становление рыночной экономики в России
Экономические системы — способ организации производства, распределения и потребления, основанный на существующих отношениях собственности
Типы экономических систем
Рыночная экономика — экономическая система, в которой основная часть факторов производства находится в частной собственности и произведенные товары и услуги распределяются на основе соотношения спроса и предложения в условиях свободных цен До террористических актов11 сентября 2001 Центр мировой торговли в Нью-Йорке (США) был символом рыночной экономики.
Рынок и его роль в экономической жизни Рынок – совокупность всех отношений, а также форм и организаций сотрудничества людей друг с другом, касающихся купли-продажи товаров и услуг.Условия возникновения рынкаОбщественное разделение трудаЭкономическая обособленность производителейСамостоятельность производителя
Признаки рынка Нерегулируемое предложениеНерегулируемый спросНерегулируемая ценаФункции рынка ПосредническаяЦенообразованияИнформационнаяРегулирующаяСанирующая
Рыночная инфраструктура – система экономических и правовых учреждений и организаций, которая обеспечивает свободное движение Т и услуг, денежных потоков на рынке, их распределение для бесперебойного функционирования рыночного механизма.
Черты рынкаСпособствует эффективному распределению ресурсов (формирует структуру производства)Стимулирует НТРУдовлетворяет потребности человекаСтихийно координирует действия людей в процессе экономической деятельностиОбеспечивает наибольшую эффективность
Виды рынков
Рынки по типу конкуренцииРынок чистой конкуренции:множество мелких фирм, предлагающих однородную продукцию (нефть, газ, уголь)свободная информация о состоянии рынкавход и выход из отрасли свободенпродавец не контролирует цену, конкурентная фирма не может установить рыночную ценуБлизки к совершенной конкуренции рынки мировых валют и ценных бумагОбычно: национальные розничные рынки бензина, овощей, юридических, бытовых и др. услугЧистая монополия:отрасль из одной фирмымонополист диктует ценуМонополии могут быть установлены закономБлизка к монополии: система Windows фирмы Майкрософт, De Beers, «Российский алюминий», Газпром
Монополистическая конкуренция:множество мелких фирм с разнородной продукциейограниченный контроль над ценамивход и выход с рынка свободентовары взаимозаменяемы (машины различных фирм)ценовая и неценовая конкуренцияОлигополия:небольшое число крупных фирм (2-5), контролируют большую часть рынкапродукция разно- и однороднаявступление новых фирм в отрасль затрудненофирмы устанавливают ценуТипичный пример: рынок нефти, мобильная связь
Основные параметры, регулирующие поведение участников рынка:
Спрос - отражает готовность (желание и возможность) покупателя приобретать Т и услуги по тем или иным ценам в определенных количествах за определенный промежуток времени.Факторы влияющие на спрос:
Величина спроса (объём покупок) отражает то количество товара, которое было бы куплено по данной цене за определенный период времени при данном характере спроса, т.е. неизменности прочих факторов, влияющих на спрос.Величина спроса зависит от цены товара.
Q - величина спроса, D – спрос, P – цена товара
Закон спросаВеличина спроса находится в обратной зависимости от цены: выше цена ниже спрос
Функция спроса (или просто спрос) изменяется в результате изменения других факторов при неизменной цене товара.Неценовые факторы спросаЧисло покупателейДоходы покупателейЦены на другие товары (Турция/Египет, апельсин/мандарин, принтер/картридж, бензин/автомобиль… )Предпочтения (детектив/классика)Ожидания (ожидание роста цен на мыло в следующем году – рост спроса теперь при той же цене)
Изменение функции спроса
Величина предложения – отражает то количество товара, которое может быть продано по некоторой цене за определенный период времени при данном характере предложения (в данном месте, в данное время), т.е. неизменности прочих факторов, влияющих на предложение.Q – величина предложенияР – цена товараS – предложение
Q – величина предложения Р – цена товара S – предложение
Закон предложения — величина предложения находится в прямой зависимостиот цены: выше цена — выше предложениениже цена — ниже предложение
Владелец магазина: «сколько товаров изготовители будут готовы мне предложить на продажу за месяц при цене, равной 100 руб.?»Ответ – информация о величине предложения
Изменение функции предложения
Предложение Неценовые факторы предложения:Рост объемов производстваУлучшение условий производства (технологии, налоги)Цены на другие товарыПредпочтенияОжидания (ожидается холодная зима)Взаимосвязь между изменением предложения и величины предложения проявляется в следующем: когда предложение увеличивается, повышаются объемы предложения при всех ценах, и наоборот.
Рыночное равновесиеРыночное равновесие характеризуют два показателя:Равновесное количество – равенство величины спроса величине предложения (5 ед.)Равновесная цена – цена, при которой величина спроса равна величине предложения (2 тыс.р.)
Рыночное равновесие
Рыночный механизмЭластичность предложения по цене – масштаб изменения величины предложения (в %) при изменении цены на 1%.Эластичность спроса по цене – масштаб изменения величины спроса (в %) при изменении цены на 1%.
Цена – пропорция обмена товара на деньги, если цена выражена в деньгах, или альтернативная стоимость, если цена выражена в другом товаре.Функции цены в условиях рыночной экономики:Информационная – показывает наиболее выгодные области деятельностиРаспределяющая – если доходы неизменны, то цены определяют, сколько каждого товара потребитель может позволить себе приобрестиСтимулирующая – изменение цен побуждает совершенствовать производство и наиболее эффективно использовать ограниченные ресурсы
СТРУКТУРА РЫНКА — основные характерные черты рынка, в число которых входят:количество и размеры представленных на рынке субъектовстепень, в которой товары разных субъектов схожи между собойлегкость входа и выхода с конкретного рынка доступность рыночной информации
3. по механизму функционированиярынок свободной конкуренции монополизированный рынок регулируемый рынок 4. по степени насыщенностиравновесный рынок дефицитный рынок избыточный рынок 5. в соответствии с действующим законодательством легальный рынок нелегальный рынок
Конкуренция – соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства и купли-продажи товара.
Существует два вида (типа) конкуренции: Совершенная конкуренция (свободная, чистая) цена – результат уравновешивания кривых спроса и предложенияНесовершенная конкуренция (монополистическая)Большое число продавцов предлагают схожую, но не идентичные товарымонополистическая конкуренция; олигополия; чистая монополия.
Формы монополии:естественные – право на владение целыми отраслями инфраструктуры (ж/д), либо на невоспроизводимые элементы производства (редкие полезные ископаемые)искусственные – объединение нескольких предприятий, создаваемых для получения сверхприбыликартельсиндикаттрестконцернконсорциумконгломерат
Фондовый рынок (рынок капитала) — рынок, на котором осуществляется купля и продажа ценных бумаг и других финансовых инструментов.
Задача фондового рынка – превращение свободных сбережений в инвестиции путем продажи ценных бумаг.Ценная бумага - документ, который закрепляет имущественные и неимущественные права владельца. Цена ценной бумаги называется курсом.
Акция— удостоверение собственностиобыкновенные, которые дают владельцу право голоса на собрании акционеров и право на получение дивидендов в зависимости от прибыли обществапривилегированные, которые не дают права голоса на собрании акционеров, но гарантируют владельцу приоритет в получении дивидендов — части прибылиОблигация— удостоверение долгаОпцион— удостоверение права владельца ценной бумаги на покупку или продажу другой ценной бумаги в предусмотренный в ней срок по зафиксированной ценеЧек — указание чекодателя банку выплатить чекодержателю указанную в чеке суммуВексель — долговое обязательство Дериваты — производные ценные бумаги