Классификация и кодирование товаров
План лекции 1. Понятие классификации товаров, ее цели и задачи.2. Методы классификации товаров.3. Гармонизованная система классификации HS/CN.4. Структура Государственного классификатора продукции и услуг (ДКПП).5. Уровни и признаки классификации.6. Кодирование товаров. 7. Штрих-код. Его виды и структура.8. Преимущества штрихового кодирования.
Классификация – распределение множества любых объектов на отдельные группировки (подмножества) по определенным, общим для каждой из них, признакам. Классификация товара – упорядоченное на основе определенных признаков распределение товаров по классам и более мелким подразделам, независимым один от другого, или находящихся в логической последовательности и соподчинении . Признак классификации – свойство или характеристика объекта, по которому производится классификация.
Цели классификации в товароведении: облегчение проведения различных товароведческих операций, касающихся изучения потребительских свойств, качества и ассортимента товара, что дает возможность управлять такими операциями; рационализация и ускорение торгово-оперативных процессов.
- автоматизированная обработка информации о товарах; изучение потребительских свойств и качества товара; учет и планирование товарооборота; составление классификаторов, каталогов, прейскурантов; совершенствование системы стандартизации; разработка условий хранения, транспортирования товаров каждого классификационного подразделения; сертификация товара; статистический анализ реализации товара и др.
Иерархический метод классификации –последовательное распределение множества объектов на подчиненные классификационные группировки по принципу перехода от более общего признака к менее общему (частному) на соответствующей ступени (уровне) классификации.
Иерархический метод классификации
Методы классификации Фасетный метод классификации –параллельное распределение множества объектов по одному признаку на отдельные независимые друг от друга классификационные группировки.
Фасетный метод классификации
Гармонизованная система классификации - предназначена для международной торговли любыми группами товаров;- основана на иерархическом методе классификации; - осуществляется по классификатору HS/CN (Harmonised System—CombinationNumbering)
Классификация товаров в Украине Классификации в Украине подлежат все виды продукции и услуги, произведенные всеми видами экономической деятельности. Классификация продукции и услуг осуществляется по специальным НД – национальным классификаторам (ДК). По состоянию на 01.01.2012 г. в Украине действуют 22 национальных классификатора, из которых 2 классифицируют продукцию и услуги.
ДК 016:2010 вступил в силу с 01.01.2012 г. и должен использоваться взамен ДК 016-97. Продукция и услуги всех отраслей экономики в ДКПП сгруппированы в секции (всего 21 секция), которые обозначены заглавными буквами латинского алфавита (от А до U).Буквенные обозначения не входят в код товара, а создают удобства при пользовании классификатором. В свою очередь товары каждой секции отнесены к соответствующему разделу, которых насчитывается 97.
Уровни (ступени) классификации товаров Высшие : Раздел Раздел Подраздел ГруппаСредние: Группа Класс Подгруппа КатегорияНизшие: Позиция Подпозиция Подкатегория Субпозиция Тип
Уровни классификации по признакам
Кодирование товаров Кодирование товаров – присвоение товарам условных обозначений в виде цифрового, буквенно-цифрового и штрихового кода с целью их идентификации.
Пример расшифровки кода товара по ДКППРаздел – 24 – Продукция химическаяГруппа – 24.4– Препараты фармацевтическиеКласс – 24.42– Препараты лекарственныеКатегория – 24.42.1– Препараты лекарственные синтетическиеПодкатегория – 24.42.11 – Препараты лекарственные на основе антибиотиков, таблетированныеТип – 24.42.11.300– Препараты лекарственные на основе антибиотиков, таблетированные, для лечения ОРЗ
Штриховое кодирование товаров С 1 января 1993 г. наличие штрихового кода на упаковке товара – важнейшее условие Евроимпорта - Постановление КМУ № 574 от 29.05.1996г. (с последующими изменениями и дополнениями).- Приказ МЭиВЕИУ № 255 от 20.08.2002г. (с последующими изменениями и дополнениями).- ДСТУ 3144-95, ДСТУ 3145-95, ДСТУ 3146-95, ДСТУ 3147-95, ДСТУ 3148-95, ДСТУ 3356-96, ДСТУ 3359-96, ДСТУ 3775-98, ДСТУ 3776-98
Штриховое кодирование товаров С 2007 г в Украине вопросами штрихового кодирования товаров занимается Ассоциация «ДжиЭС1 Украина» (GS1-Украина), которая является правообладателем реорганизованной Ассоциации Товарной нумерации Украины (ЕАN - Украина) К «семействам» штрих-кодов GS1 относят:
Структура кода EAN-13(European Article Numbering) на упаковке товара ограничительная зона разделительная зона ограничительная зонакод страны2-3 знака код изготовителя4-5 знаков код товараконтрольная цифра
Структура кода DUN-14(Dispatch Unit Numbering) на транспортной упаковке код упаковки код страны2-3 знака код изготовителя4-5 знаков код товара контрольная цифра Информационные знаки кода EAN-13за исключением контрольной цифры
Правила нанесения штрих-кода EAN–13 на упаковку товара
Считывание штрих-кода
ПРИРОДА ЦВЕТА
ЦВЕТОВЫЕ СОЧЕТАНИЯ, СЧИТЫВАЕМЫЕ СКАНЕРОМ
ЦВЕТОВЫЕ СОЧЕТАНИЯ, НЕСЧИТЫВАЕМЫЕ СКАНЕРОМ
ШТРИХ-КОД, НЕСЧИТЫВАЕТСЯ СКАНЕРОМ: когда нанесение штрих-кода противоречит требованиям ДСТУ 3147-96 (размеры, цветовые сочетания, положение, или их комбинация не соответствуют ДСТУ 3147-96. когда есть неисправность аппаратно-программного обеспечения. когда отсутствует или ошибочен код товара в базе данных предприятия.
Преимущества внедрения штрихового кодирования товаров для отечественных производителей Штрих-код на упаковке — это свидетельство о наличии у производителя всей необходимой НД, утвержденной в установленном порядкеОтечественные товары могут попасть на внешний рынокПредприятия имеют возможность проводить торговые операции с заграничными партерами на одном технологическом уровнеОбеспечивается безошибочность, скорость, достоверность информации и автоматизация ее обработки
Практическая ценность штрихового кодирования товаров для провизора: возможность быстрой идентификации товаров; выявление фальсифицированных товаров; возможность получения информации о товаре, как в ассортименте, так и в целом по видам и товарным группам, по следующим показателям:• объему поступления, текущему и за определенный срок времени;• объему продажи, текущему и за определенный срок времени;• текущим остаткам;• динамике товародвижения.
Преимущества системы штрихового кодирования для потребителей: улучшение доступа к товару;отсутствие очередей возле касс;исключение обмана при расчетах;возможность получить кассовый чек с указанием наименования товара, его количества и цены.