Цель – изучить понятия деньги, функции денег, виды денег, денежная масса, разделение труда, специализация, основы рыночной экономики, спрос, предложение для: Цель – изучить понятия деньги, функции денег, виды денег, денежная масса, разделение труда, специализация, основы рыночной экономики, спрос, предложение для: • освоения системы знаний об экономической деятельности и об экономике России; • овладения умениями получать и критически осмысливать экономическую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; подходить к событиям общественной и политической жизни с экономической точки зрения; освоить способы познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в экономической жизни общества и государства; • формирования опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных экономических задач; освоения экономических знаний для будущей работы в качестве наемного работника и эффективной самореализации в экономической сфере.
Деньги – особый товар, выступающий в роли всеобщего эквивалента (позволяет единообразно соизмерить все товары для обмена). Деньги –это товар, в котором выражается стоимость других товаров( принимается всеми в обмен на любые товары). Деньги - дают возможность сохранить и накопить часть текущих доходов в форме сбережений. Деньги – особый товар, выступающий в роли всеобщего эквивалента (позволяет единообразно соизмерить все товары для обмена). Деньги –это товар, в котором выражается стоимость других товаров( принимается всеми в обмен на любые товары). Деньги - дают возможность сохранить и накопить часть текущих доходов в форме сбережений.
1. Средство обмена (на деньги можно обменять любые товары). 1. Средство обмена (на деньги можно обменять любые товары). 2. Мера стоимости (с помощью денег можно оценивать все остальные товары). 3. Средства сбережения (свои функции может выполнять и в будущем). В качестве денег в древности использовали: скот, зерно, шкурки зверей, золото, серебро.
Разделение труда – разделение процесса производства на ряд отдельных операций, этапов, выполняемых разными работниками Разделение труда – разделение процесса производства на ряд отдельных операций, этапов, выполняемых разными работниками Специализация (specialization) – это сосредоточение деятельности на относительно узких направлениях ( в руках человека или хозяйственной организации, которые справляются с нею лучше других).
Частная собственность Частная собственность Свобода предпринимательства и выбора Конкуренция Личный интерес и частная хозяйственная инициатива Свободное ценообразование Ограниченная роль правительства
В условиях рыночной экономики в основном материальные ресурсы являются собственностью частных лиц и частных институтов. Частная собственность позволяет по своему усмотрению приобретать, контролировать применять и реализовывать материальные ресурсы. В условиях рыночной экономики в основном материальные ресурсы являются собственностью частных лиц и частных институтов. Частная собственность позволяет по своему усмотрению приобретать, контролировать применять и реализовывать материальные ресурсы. Институт частной собственности поддерживается правом завещания. В рыночной экономике важную роль играет и государственная собственность , которая владеет некоторыми «Естественными монополиями»
Свобода предпринимательства ( freedom of enterprise) – означает, частные предприятия вправе приобретать экономические ресурсы, организовывать процесс производства товаров и услуг и продавать на рынке. Свобода предпринимательства ( freedom of enterprise) – означает, частные предприятия вправе приобретать экономические ресурсы, организовывать процесс производства товаров и услуг и продавать на рынке. Свобода выбора (freedom of choice) –означает: Владельцы материальных ресурсов и денежного каптала могут эти ресурсы использовать по своему усмотрению. Потребители свободны в пределах своих финансовых возможностей. Потребитель в рыночной экономике занимает особое место и определяет какие товары и услуги покупать. Потребительский выбор определяет что будет производить производитель. Они не «свободны» производить товары, которых потребители не желают.
Свобода выбора, реализуется в форме стремления каждого получать для себя лично денежный доход, это служит основой для конкуренции, или экономического состязания. Конкуренция означает: Свобода выбора, реализуется в форме стремления каждого получать для себя лично денежный доход, это служит основой для конкуренции, или экономического состязания. Конкуренция означает: 1.Наличие на рынке большого числа независимо действующих покупателей (consumer) и продавцов( seller) любого конкретного товара или ресурса. 2. Свободу выступать на тех или иных рынках и покупать их.
Экономическая конкуренция выгодна: Экономическая конкуренция выгодна: Конкуренция обеспечивает те товары и услуги, которые нужны потребителям и там где они необходимы. Производители знают, что если они не удовлетворят запросы потребителей то это сделают конкуренты. Производители стремятся работать более эффективно. Это экономит ресурсы, повышает суммарный выпуск, улучшает жизненные стандарты через понижения цен.
Главная движущая сила в рыночной экономике личный интерес. Главная движущая сила в рыночной экономике личный интерес. Каждая экономическая единица делает то, что в его интересах. Предприниматель – МАХ-т прибыль, владелец ресурсов продает их по более высокой цене, рабочий пытается получить высокую заработную плату и т.д.
Решения принимаемые продавцами и покупателями реализуется через систему рынков. Решения принимаемые продавцами и покупателями реализуется через систему рынков. Рынок это механизм осуществляющий контакт между покупателями и продавцами. Макдональдс, автозаправочная станция, аукцион «Сотби» это примеры рынка. Рыночная система многосложная система связей, через эти системы связей решаются глобальные экономические вопросы: что производить, как производить и для кого.
Как система ценообразования отвечает на вопросы: Как система ценообразования отвечает на вопросы: ЧТО? Высокий спрос ведет к повышению цен. Это привлекает производителей. Расширяется производство товаров. И наоборот. КАК? Система ценообразования помогает производить товары т.о., чтобы производитель мог min – ть свои затраты и мах- ть прибыль. КТО? У кого доходы выше, тот ест копченную колбасу, у кого ниже , тот ест сосиски.
Спрос – желание и возможность приобрести товар или услугу по определенной ценой, в определенном количестве, в определенное время , в определенном месте Спрос – желание и возможность приобрести товар или услугу по определенной ценой, в определенном количестве, в определенное время , в определенном месте Предложение – желание и возможность продать товар или услугу по определенной ценой, в определенном количестве в определенное время , в определенном месте
Закон спроса – повышение цен ведет к понижению объема спроса, а снижение цен к увеличению объема спроса (существует обратная связь между ценой товара и величиной покупательского спроса); Закон спроса – повышение цен ведет к понижению объема спроса, а снижение цен к увеличению объема спроса (существует обратная связь между ценой товара и величиной покупательского спроса); Закон предложения – повышение цен ведет к росту объема предложения, а снижение цен к уменьшению объема предложения (существует прямая связь между ценой товара и величиной предложения);
Эквивалент - равнозначащий, равносильный продукт. Эквивалентность особенно важна при сравнении товаров и их обмене друг на друга. С этой целью используются товарные эквиваленты, то есть товары, равноценные другим, используются как эталоны сравнения ценности. Всеобщим товарным эквивалентом, с которым сравниваются все товары, являются деньги. Эквивалент - равнозначащий, равносильный продукт. Эквивалентность особенно важна при сравнении товаров и их обмене друг на друга. С этой целью используются товарные эквиваленты, то есть товары, равноценные другим, используются как эталоны сравнения ценности. Всеобщим товарным эквивалентом, с которым сравниваются все товары, являются деньги. Банк - финансовое учреждение, которое продает и покупает деньги Кредит- предоставление денег в долг, с уплатой процента Облигация – ценная бумага на предъявителя, долговое обязательство государства или других учреждений, по которым владелец получает ежегодный фиксированный доход в виде определенного процента к их стоимости. Проценты по вкладам – плата , получаемая от банка за использование вклада. Процент по кредиту – плата, получаемая за пользование кредитом.
Срочный вклад – вклад денежных средств в банк под проценты на определенный срок Срочный вклад – вклад денежных средств в банк под проценты на определенный срок Бартер – прямой обмен одних товаров или услуг на другие без использования денег. Активы – все ценное что человеку, фирме или государству принадлежит на правах собственности Ликвидность - степень легкости, с которой какие-либо активы могут быть превращены в деньги Денежная масса – сумма денег, которыми владеют граждане, фирмы, государство для использования в расчетах и сбережения.
Отрасль экономики – совокупность предприятий и организаций, производящих однородную продукцию или услуги Отрасль экономики – совокупность предприятий и организаций, производящих однородную продукцию или услуги Цена – денежное выражение стоимости Себестоимость – совокупность затрат на производство и реализацию товара Монополия – 1. Исключительное право на производство, продажу чего-либо 2. деятельность в какой-либо сфере при отсутствии свободной конкуренции
Дефицит (величина избыточного спроса) ситуация в которой при определенной цене величина спроса выше величины предложения. Дефицит (величина избыточного спроса) ситуация в которой при определенной цене величина спроса выше величины предложения. Избыток (избыточная величина предложения) ситуация когда величина предложения выше величины спроса.
Найти в литературе цитаты, высказывания мыслителей на тему: «Роль денег в жизни людей»; Найти в литературе цитаты, высказывания мыслителей на тему: «Роль денег в жизни людей»; Нарисовать «крест Маршалла», объяснить какие закономерности можно охарактеризовать с его помощью; Построить график спроса и предложения, найти и заштриховать области дефицита и избыточного предложения;
Обществознание – под редакцией Л.Н. Боголюбова и Н.И. Городецкой – для учащихся 8 класса, Москва, «Просвещение», 2010 г. Обществознание – под редакцией Л.Н. Боголюбова и Н.И. Городецкой – для учащихся 8 класса, Москва, «Просвещение», 2010 г. Обществознание под редакцией Никитина А.Ф. – для учащихся 8-9 классов, Москва, «Просвещение», 2009 г. 3. Экономика, Липсиц И.В., Москва, Вита Пресс, 2007 г.
1. Вспомните произведения мировой и отечественной литературы, в которых изображалась бы власть денег. Прокомментируйте их с психологической и экономической точек зрения. 1. Вспомните произведения мировой и отечественной литературы, в которых изображалась бы власть денег. Прокомментируйте их с психологической и экономической точек зрения.