Бизнес-план – это форма представления проекта в виде компактного документа, содержащего основные сведения об условиях инвестирования, целях и масштабах проекта, объеме и номенклатуре намечаемой к производству продукции, потребных ресурсах, конкретную программу действий по его осуществлению, возможные экономические и финансовые результаты. Бизнес-план – это форма представления проекта в виде компактного документа, содержащего основные сведения об условиях инвестирования, целях и масштабах проекта, объеме и номенклатуре намечаемой к производству продукции, потребных ресурсах, конкретную программу действий по его осуществлению, возможные экономические и финансовые результаты. Это детальное изложение целей, условий, путей и эффективности осуществления проекта.
Основное назначение и задача бизнес-плана: Основное назначение и задача бизнес-плана: дать целостную оценку условиям, перспективам, экономическим и социальным результатам реализации проекта
Бизнес-план является документом, позволяющим управлять бизнесом, поэтому его можно рассматривать как неотъемлемый элемент стратегического планирования и как руководство для исполнения и контроля Бизнес-план является документом, позволяющим управлять бизнесом, поэтому его можно рассматривать как неотъемлемый элемент стратегического планирования и как руководство для исполнения и контроля Важно рассматривать бизнес-план как сам процесс планирования и инструмент внутрифирменного управления
Бизнес-план в большинстве случаев используется как средство для получения необходимых инвестиций, таким образом он служит мощным инструментом финансирования бизнеса Бизнес-план в большинстве случаев используется как средство для получения необходимых инвестиций, таким образом он служит мощным инструментом финансирования бизнеса Бизнес-план служит для обоснования предполагаемого бизнеса и оценки результатов за определенный период времени
Бизнес-план может быть хорошей рекламой для предполагаемого бизнеса, создавая деловую репутацию и являясь своеобразной визитной карточкой организации, поэтому он должен быть компактным, красиво оформленным, информационно наполненным Бизнес-план может быть хорошей рекламой для предполагаемого бизнеса, создавая деловую репутацию и являясь своеобразной визитной карточкой организации, поэтому он должен быть компактным, красиво оформленным, информационно наполненным Бизнес-план является своего рода документом, страхующим успех предлагаемого бизнес. Он демонстрирует готовность идти на риск
Бизнес-планирование творческий процесс, требующий профессионализма и искусства Бизнес-планирование творческий процесс, требующий профессионализма и искусства
По целевой аудитории: По целевой аудитории:
По объектам бизнеса: По объектам бизнеса:
По назначению: По назначению:
Работа над бизнес-планом проводится в несколько этапов: Работа над бизнес-планом проводится в несколько этапов: Определение целей разработки бизнес-плана Определение целевой аудитории бизнес-плана Определение структуры бизнес-плана Сбор и систематизация информации для подготовки всех разделов бизнес-плана Оформление бизнес-плана
При разработке бизнес-плана необходимо учесть интересы всех заинтересованных сторон: При разработке бизнес-плана необходимо учесть интересы всех заинтересованных сторон: заказчика и разработчика бизнес-плана потенциальных инвесторов, кредиторов и партнеров органов власти персонала и клиентов
К факторам, определяющим объем, состав и структуру бизнес-плана, степень его детализации, можно отнести: К факторам, определяющим объем, состав и структуру бизнес-плана, степень его детализации, можно отнести: специфику вида деятельности; размеры предприятия; цель составления бизнес-плана; общую стратегию предприятия; размер предполагаемого рынка и наличие конкурентов требования потенциального инвестора и др.
титульный лист титульный лист резюме описание компании продукция и услуги анализ отрасли и рынка план маркетинга производственный план организационный план анализ рисков финансовый план приложения к бизнес-плану
бизнес-план должен быть подготовлен с учетом требований и стандартов организаций и лиц, которым предполагается представить этот документ бизнес-план должен быть подготовлен с учетом требований и стандартов организаций и лиц, которым предполагается представить этот документ бизнес-план должен быть представлен в привлекательной, а не сверхсложной форме и размножен в достаточном для его рассмотрения количестве экземпляров информация, представленная в бизнес-плане должна быть емкой, четкой и в то же время краткой, для чего можно представлять ее в аналитической (табличной) или графической форме
объективная оценка трудностей, стоящих на пути реализации намеченного в бизнес-плане объективная оценка трудностей, стоящих на пути реализации намеченного в бизнес-плане бизнес-план должен представлять собой честный анализ, основанный на реалистичных предположениях утверждения и прогнозы должны быть определенными, а также обоснованны и подкреплены ссылками на источники информации, заключения лиц, которые будут вести бизнес с данной компанией
точность финансовых расчетов точность финансовых расчетов анализ существующих рисков компании план должен быть исчерпывающим и включать обсуждение организационной стратегии достижения преимуществ компании и преодоления потенциальных трудностей в бизнес-план не должна включаться второстепенная и справочная информация. Ее лучше вынести в приложения. Объем приложений не ограничивается
стиль изложения: простота изложения и отсутствие языкового и терминологического барьеров, т.е. доступность в изучении и понимании. Бизнес-план должен быть понятен широкому кругу людей, а не только специалистам, и не изобиловать техническими подробностями. Он также должен быть убедительным, лаконичным, пробуждать интерес у партнеров. стиль изложения: простота изложения и отсутствие языкового и терминологического барьеров, т.е. доступность в изучении и понимании. Бизнес-план должен быть понятен широкому кругу людей, а не только специалистам, и не изобиловать техническими подробностями. Он также должен быть убедительным, лаконичным, пробуждать интерес у партнеров.
Цели разработки Бизнес-плана: Цели разработки Бизнес-плана: уяснить степень реальности достижения обозначенных результатов в проекте; убедить коллег в реальности достижения определенных количественных или качественных показателей предполагаемого бизнес-проекта; доказать определенному кругу лиц целесообразность предлагаемого бизнес-проекта; привлечение внимания и усиления заинтересованности потенциального инвестора
Целесообразно иметь два вида бизнес-плана. Целесообразно иметь два вида бизнес-плана. Первый вид бизнес-плана – официальный. Он представляет собой краткое (до 50 страниц) изложение на бумаге прошлого, настоящего и будущего бизнеса и необходим перспективным партнерам, инвесторам и акционерам предприятия, чтобы иметь общую цель. В таком бизнес-плане обычно содержатся три варианта расчетов: оптимистический, пессимистический и реальный (оптимальный).
Второй вид бизнес-плана – повседневный рабочий документ для первого лица компании, команды разработчиков. В нем сосредотачивается рабочий информационный материал. Второй вид бизнес-плана – повседневный рабочий документ для первого лица компании, команды разработчиков. В нем сосредотачивается рабочий информационный материал. Такой бизнес-план позволяет: понять важность официального бизнес-плана; составить программу действий задолго до того, как реально начнется новое дело; детально рассмотреть возможные варианты решения возникающих проблем, чтобы быть в состоянии преодолеть их впоследствии и избежать ошибок в официальном бизнес-плане; заранее распознать и оценить внутренний и внешний риски; вести контроль за состоянием дел, учитывая постоянные изменения во внешней и внутренней среде.
Рабочие материалы могут содержать сведения, которые не вошли в официальный бизнес-план. В них отражаются краткосрочные и долгосрочные цели бизнеса, маркетинговая стратегия, данные о конкурентах, сумма капитала, которую планируется направить в бизнес. Рабочие материалы могут содержать сведения, которые не вошли в официальный бизнес-план. В них отражаются краткосрочные и долгосрочные цели бизнеса, маркетинговая стратегия, данные о конкурентах, сумма капитала, которую планируется направить в бизнес. Часть документации рабочего бизнес-плана может быть использована в качестве приложений к официальному бизнес-плану.
Функции Бизнес-плана: Функции Бизнес-плана: Планирование - бизнес-план позволяет оценить возможности развития новых направлений деятельности, контролировать процессы внутри фирмы Привлечение внешних средств Привлечение потенциальных партнеров Вовлечение сотрудников в процесс составления бизнес-плана, что улучшает их информированность, позволяет скоординировать их усилия, создать мотивацию достижения цели