Общая структура бизнес-плана 1.Резюме 2.Краткое содержание 3.Описание бизнеса 4. Анализ рынка 5.План маркетинга 6. План производства 7. Организационный план 8.Финансовый план 9. Оценка риска 10. Приложение
Раздел маркетинга включает: 1. Цель и стратегии маркетинга. 2. Ценообразование. 3. Схема распространения товара. 4. Методы стимулирования продаж. 5. Организация послепродажного обслуживания клиентов. 6. Реклама. 7. PR. 8. Бюджет маркетинга. 9. Контроллинг маркетинга
План маркетинга должен отвечать на вопросы: Каковы цели маркетинга? Каковы метода маркетинга? Каковы текущие мероприятия для достижения целей? Как будет организован маркетинг? Какие для этого имеются ресурсы?
Методы прогноза выручки Статистический Метод экспертных оценок Прогнозирование по методу безубыточности
Главные стратегические установки маркетинга на рынке Главные стратегические установки маркетинга на рынке Товарная стратегия Стратегия ценообразования Сбытовая стратегия Стратегия рекламы и коммуникаций
Стратегии маркетинга ( развитие товаров и рынков) Более глубокое проникновение на освоенные рынки Отыскание новых демографических и географических рынков Разработка новинок и модификация Диверсификация, расширение номенклатуры продаж
Варианты стратегического поведения фирмы на рынке Стратегия атаки Стратегия обороны Стратегия отступления
Стратегия маркетинга зависит от вида спроса Срытый спрос – развивающийся маркетинг Негативный спрос- конверсионный маркетинг Спрос отсутствует – стимулирующий маркетинг Нерегулярный спрос – синхромаркетинг Полноценный спрос – поддерживающий маркетинг Снижающийся спрос- ремаркетинг
Товар и товарная политика Комплекс продуктов (услуг) Качество Дизайн Упаковка Техническое обслуживание Сервис Гарантийное обслуживание
Цены и политика ценообразования Цена продукта (услуги) Метод ценообразования Скидки и условия платежа Формы оплаты Сроки и условия предоставления коммерческого кредита
Ценовая стратегия может базироваться на Издержках Спросе Ценах конкурентов или Установление стандартных цен Переменное ценообразование Установление единых и гибких цен Стратегия неокругленных цен Концепция «цена – качество»
Продажи и сбытовая политика Каналы сбыта География сбыта Время оформления заказа до поставки Запасы Транспорт План мероприятий по сбыту Бюджет маркетинга
Реклама и продвижение Виды рекламы Персональная продажа Политика в отношении торговой марки План рекламных мероприятий Бюджет
Методы расчета рекламного бюджета Исходя из наличия денежных средств Метод остаточного принципа Разработка рекламного бюджета на основе планирования затрат В процентах к объему реализации Соответствие рекламным затратам конкурента
«План маркетинга» (пример «Группа ЛСР» ) Цель – увеличение доли рынка Новый завод предполагается позиционировать как самый высокотехнологичный и современный завод в Европе, предлагающий кирпич самого высокого качества
«Цели компании» (пример «Группа ЛСР» ) Быть лучшими на рынке кирпича, т.е. Получить лидерство по уровню качества и широте ассортимента Сохранить лидирующие позиции на рынке кирпича в Санкт-Петербурге по доле рынка Обеспечить выход на новые географические рынки в рамках концепции «Лучшая строительная группа России
Описание конкурентной стратегии (пример «Группа ЛСР» ) В основе конкурентной стратегии будет лежать стратегия лидерства по качеству продукции Ключевая компетенция 1-го уровня Конкурентная стратегия нового завода – самое высокое в России качество. Ключевая компетенция 3-го уровня Наличие собственного карьера Наличие собственных подъездных путей
«План маркетинга» (продолжение примера «Группа ЛСР» ) Ценовая политика С учетом высокого качества продукции цена на изделия нового завода предполагается на 10% выше, чем на существующую аналогичную продукцию. Дифференциация цен по маркам кирпича 5-10%
Политика продвижения (продолжение примера «Группа ЛСР» ) С учетом ограниченного круга потребителей будет использована прямая реклама: Семинары Рассылки рекламных материалов Рекламно-информационные статьи
Структура бизнес-плана 1.Резюме 2.Краткое содержание 3.Описание бизнеса 4. Анализ рынка 5.План маркетинга 6. План производства 7. Организационный план 8.Финансовый план 9. Оценка риска 10. Приложение
Производственный план готовится только той фирмой, которая занимается или будет заниматься производством. Для непроизводственных фирм потребность в долгосрочных активах, оборотных средствах и прогноз затрат определяются в разделе «Финансовый план».
План производства Цель – определение организационно-технического уровня производства, способного обеспечить объемы выпуска продукции соответствующего качества. Цель – доказать инвестору реальную возможность обеспечить производство необходимого продукта требуемого качества и в нужные сроки
План производства Задачи: определить вид технологии; оценить потребности в производственных мощностях; рассчитать необходимый объем сырьевых, энергетических и трудовых ресурсов.
Содержание раздела зависят от Фирма действующая или вновь создаваемая Вида деятельности Цели использования бизнес-плана- Для внутренних целей (планирования и управления бизнесом) Для инвесторов
Для торговой фирмы Вопросы закупки товара Особенности его доставки Хранение товаров Системы управления запасами на складе
Для фирмы, ориентированной на оказание услуг Способы предоставления услуг Требуемое оборудование Технология обслуживания клиентов Оценка качества слуг
6.1 Описание технологии Пример: Бизнес-план интернет- магазина по продаже запчастей для мотоциклов. Продажи осуществляются через интернет- магазин и социальные сети. Арендуется склад – пункт самовывоза товара. Осуществляется курьерская доставка. Менеджер координирует работу курьеров. Собственники фирмы занимаются выкладке объявлений, раскрутке сайта и принятию заказов.
6.1 Описание технологии Бизнес-план Тонус-клуба Клуб состоит из двух основных помещений: медицинский кабинет и тренажерный зал Приведен полный перечень тренажеров Далее приведен перечень терапий, проводимых в медицинском кабинете
План производства состоит из Анализа размещения предприятия Характеристики производственного цикла Оценки необходимых факторов производства Оценки необходимых поставщиков Нормативных актов, касающиеся производства Анализа величины издержек производства
Вопрос о местоположении возникает При создании новой организации При необходимости перебазирования фирмы Вследствие создания и перебазирования отдельных структурных подразделений фирмы
Местоположение оценивается по Близости к потребителям и поставщикам, Доступности транспортных магистралей, Наличию коммуникационных сетей (электричество, вода, газ) Правовому режиму, Оценки потребностей по дополнительному вложению средств в развитие инфраструктуры
Для торговли местоположение Требует дополнительного изучения. Необходимо учитывать наличие пешеходных и транспортных потоков, стоянки для транспорта, наличия подъездных путей, конкурентное окружение
Производственный план включает в себя Описание технологического процесса, Основные требования к организации производственного процесса, Программу производства продукции, Состав необходимого оборудования, Стоимость основных производственных фондов, Потребность сырья, материалов, комплектующих.
6.План производства 6.1. Описание используемой технологии 6.2.производственная программа 6.3. материально-производственная база организации 6.4.расчет потребности в сырье и энергии 6.5 трудовые ресурсы 6.6.Прогноз затрат
План производства Задачи: определить вид технологии; оценить потребности в производственных мощностях; рассчитать необходимый объем сырьевых, энергетических и трудовых ресурсов.
6.1 Описание технологии Технологический процесс – это целенаправленное превращение исходного сырья и материалов в готовый продукт с заданными свойствами, пригодными к индивидуальному или производственному потреблению
В этом разделе указываются тип производства (единичное, серийное, массовое), метод его организации, структура производственного цикла, может приводиться схема технологического процесса
Метод организации производства Способы сочетания организации производственного процесса во времени и в пространстве
Поточное производство Наиболее прогрессивная и эффективная форма организации производственного процесса, основанная на ритмичной повторяемости согласованных во времени операций
Непрерывно-поточные линии организуют при равенстве или кратности норм времени ( ti ) такту поточной линии (r ) : r= ti/ сi , где сi – число рабочих мест по операциям процесса.
Расчетное количество рабочих мест на каждой операции сi = ti/ r, где сi– число рабочих мест по операциям процесса, ti - норма времени, r - такт
6.2 Производственная программа Производственная программа формируется на основе результатов маркетинговых исследований рынка при сопоставлении с производственными возможностями предприятия.
Производственная программа учитывает Прогноз продаж, Оптимальность запасов, График освоения производства
План производства продукции План производства продукции (производственная программа) Возможности доставки продукта (услуги) Система управления качеством
6.2 Производственная программа
Показатели производственной программы Товарная продукция Реализованная продукция Валовая продукция Незавершенное производство
6.3 Материально-производственная база Описание необходимых зданий и сооружений, оборудования (производственное, транспортное, офисное), сырья и материалов.
Производственный план включает в себя (продолжение) Поставщиков сырья и материалов, условия поставок, Альтернативные источники снабжения, Себестоимость продукции, Экологическая безопасность проекта.
Сырье, материалы, п/ф, вспомогательные материалы Сырье, материалы, п/ф, вспомогательные материалы Топливо, энергия и др. Трудовые ресурсы (рабочая сила) Оценка производственных затрат (расчет основных издержек производства)
6.4 расчет потребности в сырье и энергии Производится на основе составленной производственной программы. Переменные затраты. Рассчитываются затраты на сырье и энергию на 1 единицу продукции, а затем масштабируются по количеству продукции в каждом интервале времени.
6.4 Расчет потребности в сырье Парикмахерская «Локон»
6.5 Трудовые ресурсы В данном разделе необходимо указать потребность в основном производственном персонале, рассчитать фонд заработной платы разработать программу мотивации труда.
Оценка общих инвестиционных затрат: Оценка общих инвестиционных затрат: Расходы подготовительного периода Основные средства Оборотные средства Нематериальные активы
Расходы подготовительного периода Расходы по открытию фирмы Подготовительные исследования
Инвестиционные затраты в оборотные средства Иоб =НОСдн*Тоб +ОДС+ДЗ Иоб - инвестиции в оборотные средства, НОСдн - норматив оборотных средств, Тоб – норма запаса, ОДС- минимальный остаток денежных средств на расчетном счете, ДЗ- краткосрочная дебиторская задолженность
Структура бизнес-плана 1.Резюме 2.Краткое содержание 3.Описание бизнеса 4. Анализ рынка 5.План маркетинга 6. План производства 7. Организационный план 8.Финансовый план 9. Оценка риска 10. Приложение
Раздел «Организационный план» Организационная структура Расчет численности Управленческий персонал Оплата труда Кадровая политика фирмы
Основные сведения о руководящем составе предприятия: владельцах-собственниках предприятия менеджерах, занимающих ключевые позиции в составе команды управления
Управленческая команда Директора Начальники отделов (продаж, производства, маркетинга и т.д.)
Персонал, не связанный с управлением Потребность в кадрах по профессиям Квалификационные требования Форма привлечения к труду (постоянная работа, совместительство и др.) Режим труда
Ключевые сотрудники Технические специалисты и другие работники, без которых компания не может обойтись
Схема оргструктуры управления Распределение функций между руководителями Система оплаты труда руководителей
Оплата труда Положение об оплате труда: 1.система оплаты труда, 2.порядок премирования Страхование
В итоге в организационном плане представлен Расчет потребности в специалистах Штатное расписание Предполагаемая схема мотивации персонала План подготовки кадров План социального развития Итоговая схема расходов на персонал