НАУЧНЫЕ ШКОЛЫУПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ
Ключевые положения:научные принципы организации труда;рационализация трудовых операций;нормирование труда;разделение труда в управлении;разделение ответственности между менеджерами и рабочими.Методы:использование наблюдений, замеров, логики и анализа для повышения эффективности ручного труда (с учётом человеческого фактора). использование стимулирования с целью заинтересовать работников в увеличении производительности и объемов производстваШкола научного управления (1885-1920)
Генри Гантт изучал менеджмент на примере постройки кораблей и предложил диаграмму из отрезков и точек для представления длительности и последовательности задач в проекте.Фредерик Тейлор — американский инженер, основоположник научной организации труда и менеджмента.Гаррингтон Эмерсон – инженер, предприниматель и писатель: «работать напряженно - прилагать максимальные усилия; работать производительно - прилагать усилия минимальные».
Школа научного управления в современном менеджменте управление - самостоятельная область научных исследованийметоды науки эффективны и в практике достижения целей организациинаучный подход к менеджменту и его принципаманализ содержания работы и способов ее выполнениянормирование трударабота с кадрамимотивация труда работников
Общие функции и принципы управления:принципы и функции менеджмента;принципы работы и функции менеджеров всех уровней управления;построение организации (структура и управление работниками); процессный подход к управлению;власть и ответственность;справедливость оплаты труда.Функции менеджмента по Файолю:ПланированиеОрганизацияМотивацияКонтрольКоординацияАнри Файоль - горный инженер, теоретик и практик менеджмента, основатель классической школы управления.
14 основных принципов управления по А. Файолю: Разделение труда Полномочия и ответственностьДисциплина Единоначалие Единство действийПодчинённость интересовВознаграждениеЦентрализацияИерархия и порядок Справедливость Стабильность персоналаИнициативаКорпоративный духКлассическая школа управления в современном менеджменте(фундамент мировой управленческой науки)рассмотрение управления как процесса из взаимосвязанных функций, изложение основных принципов управления, разработка концепции «менеджмента персонала».
Методы:Особое внимание регулированию производственных отношений между людьми Концепция «экономического человека» подвергнута критике. «Человек – главный объект внимания управления».Ключевые положения:социальная ответственность руководства перед работником;консультации с работниками;совершенствование труда в самой системе управления;стимулирование у работников инициативы в достижении целей организации;обеспечение единства целей и усилий членов коллектива.Мэри Фоллет и Элтон Мэйо - американские психологи и социологи, исследователи проблем организационного поведения и управления в производств. организациях.Школа человеческихотношений (1930-1960)
Ключевые положения:социальное взаимодействие в коллективе;мотивация к труду;авторитет и лидерство в коллективе;формальные и неформальные организации;коммуникации в организациях;изменение содержания работы; качество трудовой жизни.Крис Арджирис и Дуглас Мак-Грегор – американские психологи-социологи - обнаружили тенденцию сопротивления обучению.«Люди сопротивляются переходу от автоматического, беспроблемного, социально инертного существования к сознательному, рефлексивному поведению в условиях неопределенности и угрозы…»Поведенческая (бихевиористская) школа
Особенности:управление и оптимизация запасов ресурсов;использование теории игр;системный анализ целей организации;выбор стратегии поведения в условиях неопределенности;статистические методы анализа и оценки; сетевое планирование;прогнозированиеОсновополагающие факторы:применение ЭВМматематические методы в управлении экономико-математический аппараттеория системдостижения ВТ для интеграции мат. анализа и субъективных решений менеджераКарл Людвик Фон Берталанфи - основатель системной концепции «Общая теория систем». Количественная школа управления (50-80-е гг.)
Школы «человеческих отношений» и «поведенческих наук»в современном менеджменте отношение к работникам организации как к активным человеческим ресурсам;использование факторов коммуникации, групповой динамики, мотивации, лидерства;учет роли факторов, влияющих на эффективность труда – социальных, возрастных, половых, этнических и др.Количественная школа в современном менеджменте развитие и использование современных количественных методов обоснования решений путем внедрения в процесс управления точных наук и компьютеров. теория управленческих решенийматематическое моделирование процессов выработки решений в коллективах, алгоритмы выработки оптимальных решений с применением теории статистики, теории игр, количественных прикладных и абстрактных математических моделей экономических явлений.системный подход в управлении.
Главные идеи:Социальная организация - комплексная организационная система: индивид, формальная и неформальная структуры, внешнее окружение, технические средства труда. Работник - как социально-ориентированный индивид, потребности которого влияют на среду в организации, которая в свою очередь влияет на работника. Толкотт Парсонс (один из создателей современной теоретической социологии и социальной антропологии) и Роберт Мёртон - американские социологи-теоретики.В современном менеджментеприменение анализа частей социальной организации и их взаимодействияконфликтология (конфликт как проявление природы организации)идея иерархии потребностей человека Школа социальных систем