ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЧАСТНОГО СЕКТОРА НА РЫНКЕ ДОШКОЛЬНЫХ УСЛУГ Т.Г. Бутова, Е.Г. Григорьева, Сибирский федеральный университет, Красноярск Москва, 6 апреля 2011 г. 900igr.net
СИТУАЦИЯ В ОБЛАСТИ ДОШКОЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ: острый дефицит мест в системе муниципальных детских садов; бурное развитие частного сектора в области дошкольного обеспечения; появление объединений предпринимателей в частном секторе (на примере г. Красноярска) . В г. Красноярске при поддержке городской администрации в апреле 2010 года учреждено некоммерческое партнерство «Центры семейного доверительного воспитания». *
ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ Предмет – проблемы развития частных форм дошкольного обеспечения. Задачи: уточнить классификацию частных организаций, действующих на рынке дошкольных услуг; предварительно оценить барьеры входа на рынок дошкольных услуг; определить роль некоммерческого партнерства «Центры семейного доверительного воспитания» на рынке дошкольных услуг. *
РЕЗУЛЬТАТЫ ПОЛУЧЕНЫ НА ОСНОВЕ АНАЛИЗА : содержания предлагаемых дошкольных услуг организаций разных форматов дошкольного обеспечения, законодательства в области дошкольного обеспечения, данных интервьюирования предпринимателей – участников некоммерческого партнерства «Центры семейного доверительного воспитания» в г. Красноярске *
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ТЕРМИНОЛОГИЯ Дошкольные услуги – профессиональная деятельность по обеспечению условий и организации физического, интеллектуального и нравственного развития детей в возрасте до 7 лет. Включают: услуги жизнеобеспечения ребенка; услуги по развитию личности ребенка; услуги в форме консультаций родителям. Дошкольная организация – производитель дошкольных услуг Дошкольное обеспечение – виды экономической деятельности , связанные с оказанием дошкольных услуг населению *
1. ЧАСТНЫЕ ФОРМЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ : частный детский сад; домашний детский сад; семейный детский сад; центр дошкольного развития; центр дошкольного образования; досуговый дошкольный центр. Новая форма – Центр семейного доверительного воспитания. «Четко организованное предприятие, которое на основании доверия семьи оказывает комплекс возмездных действий и мер по развитию ребенка». *
ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ КРИТЕРИИ: Основная услуга – образование, воспитание, развитие, коррекция, досуг Реализация основной общеобразовательной программы дошкольного образования Продолжительность пребывания ребенка (кратковременное или долговременное) Наличие квалифицированного персонала Наличие узких специалистов Уровень организации деятельности Уровень легализации деятельности Соблюдение норм СЭС, пожарных и проч. *
ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЦСДВ: Соответствие нормам СЭС по площадям: 3-4 комнатная квартира, расположенная на 1-м или 2-м этаже, наличие столовой, спальни, игровой комнаты, мест для занятий, раздевалки, 12-15 детей на 2-х педагогов, проведение обучающих занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования в минигруппах по 4-5 чел., 4- или 5-разовое питание в соответствии с нормами СЭС, предусмотрена индивидуальная непереносимость продуктов, наличие санитарных книжек у всего персонала, государственное медицинское сопровождение, заключение с родителями договора об оказании платных услуг , абонентская плата 12-13 тыс. руб. в месяц. страхование деятельности. Лицензия на ведение образовательной деятельности не предусмотрена *
Учредителями некоммерческого партнерства «ЦСДВ» в г. Красноярске являются владелицы частных детских садов, работающие более 4-х лет на рынке дошкольных услуг. Основной посыл – полная легализация деятельности, соответствие всем требованиям содержания, образования, воспитания и развития ребенка с целью продолжительного существования бизнеса. ВЫВОД ЦСДВ не являются новые формами дошкольного обеспечения, представляют собой частные детские сады. *
2. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧАСТНЫХ ДОШКОЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ Действующий Федеральный закон «Об образовании» содержит противоречия правового характера и не соответствует практике хозяйственной деятельности. С одной стороны, предусмотрена только одна организационно-правовая форма образовательных организаций – учреждение. С другой - статья 11.1. «Государственные и негосударственные образовательные» (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ) позволяет создавать образовательные организации в организационно-правовых формах, предусмотренных гражданским законодательством Российской Федерации для некоммерческих организаций. *
2. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧАСТНЫХ ДОШКОЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ С одной стороны, государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность дошкольного образования (ст. 5). С другой – допускает взимание платы с обучающихся, воспитанников за обучение в пределах государственных образовательных стандартов негосударственным образовательным учреждением (ст. 46). Обучение могут осуществлять с одной стороны – образовательные учреждения (некоммерческие организации), С другой – индивидуальная трудовая педагогическая деятельность, сопровождающаяся получением доходов, [3, ст. 48] обязательна для регистрации как предпринимательская в соответствии с законодательством Российской Федерации (ИПБОЮЛ). *
2. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧАСТНЫХ ДОШКОЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ С одной стороны - деятельность физических и юридических лиц по уходу и присмотру детей дошкольного возраста не рассматривается как образовательная деятельность и не попадает под регулирование ФЗ «Об образовании». Данный вид деятельности относится к бытовым услугам. С другой – в Типовом положении о ДОУ (Утверждено Постановлением Правительства РФ от 1 июля 1995 г. № 677) есть «детский сад присмотра и оздоровления». *
Кроме этого: В случае некачественного дошкольного образования невозможно само установление факта, так как аттестация учащихся, воспитанников детских садов не регламентируется; На рынке дошкольных услуг практически отсутствуют частные организации, имеющие лицензию на ведение образовательной деятельности; Деятельность независимо от масштабов осуществляется с регистрацией в форме ООО и ИПБОЮЛ (коммерческая). *
ПРОЕКТ ФЗ «ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РФ» 1. Несомненной новизной Проекта ФЗ «Об образовании в РФ» являются государственные гарантии «содействия развитию рынка образовательных услуг в целях создания необходимых условий и расширения возможностей для удовлетворения потребностей граждан в получении образования различного уровня» (ст. 8). *
ПРОЕКТ ФЗ «ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РФ» 2. В соответствии со статьей 79 («Финансовое обеспечение деятельности образовательных организаций за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации») имеющие государственную аккредитацию частные образовательные организации получаются доступ к бюджетному финансированию при получении гражданами общедоступного и бесплатного дошкольного образования. ИПБОЮЛ такого доступа не имеют. *
ПРОЕКТ ФЗ «ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РФ» 3. В соответствии с Проектом организационно-правовая форма дошкольных организаций будет коммерческой, если выбранная форма ИПБОЮЛ, или некоммерческой, если будет выбрано юридическое лицо (частное учреждение или автономная некоммерческая организация ст. 25). Масштабы деятельности частных детских садов и дошкольных центров в российской практике допускают любую организационно-правовую форму. *
ПРОЕКТ ФЗ «ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РФ» 4. Проектом четко определяется понятие «образовательная организация» (ст. 2). Необразовательные организации, широко представленные на рынке дошкольных услуг, по-прежнему не попадают под государственную регламентацию своей деятельности. Но именно возраст ребенка обуславливает особое регулирование государственными и муниципальными органами отношений в области дошкольного обеспечения, перевод данных услуг из «бытовых» в «дошкольные», лицензирование индивидуальной деятельности по присмотру и уходу за детьми. *
МЕРЫ ПОДДЕРЖКИ ЦСДВ СО СТОРОНЫ МУНИЦИПАЛИТЕТА ПО УРОВНЮ ДОСТУПНОСТИ * № Меры муниципального регулирования По группам 1. Меры информационного обеспечения деятельности 2. Меры по устранению административных барьеров 3. Меры по развитию инфраструктуры дошкольного обеспечения 4. Меры экономического регулирования рынка дошкольных услуг
ФОРМЫ ПОДДЕРЖКИ ЧАСТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ НЕКОММЕРЧЕСКИМ ПАРТНЕРСТВОМ «ЦСДВ» предоставление комплекса льготных услуг по государственной регистрации вновь создаваемых или перерегистрируемых частных дошкольных организаций (подготовка пакета учредительных документов) пакетное оформление разрешительных документов на ведение предпринимательской деятельности в области дошкольного обеспечения учет вновь создаваемых, реорганизуемых, действующих и ликвидируемых субъектов частного бизнеса в области дошкольного обеспечения Участникам НП стало доступно совместное формирование, обсуждение и реализация программ и планов развития дошкольного обеспечения с администрацией города и края. *
ВЫВОДЫ Уточнена классификация частных организаций на рынке дошкольных услуг. ЦСДВ не являются новые формами дошкольного обеспечения и представляют собой частные детские сады. Требуется совершенствование законодательства в области дошкольного обеспечения. С учетом особенностей частных организаций на российском рынке дошкольных услуг нужен ФЗ «О дошкольном обеспечении в РФ». Некоммерческое партнерство «Центры семейного доверительного воспитания» можно рассматривать как специфическую форму добровольной самоорганизации бизнеса на рынке дошкольных услуг. *