Федеральный государственный стандарт дошкольного образования Организация дошкольного образования в условиях перехода на ФГОС Ельцова Ольга Михайловна ст. преподаватель ТиМДО НИПКиПРО 900igr.net
Актуализация проблем дошкольного образования в современном обществе Какие изменения на государственном и региональном уровнях должна претерпеть система дошкольного образования, чтобы выйти, наконец, из затянувшегося «переходного периода» и эффективно решать поставленные перед ней обществом задачи? Что такое дошкольное образование? Существует ли в России дошкольное образование как уровень, институциональная ступень системы образования?
Что мы имеем в виду, когда говорим «дошкольное образование»? Для государства – это особая сфера работы с детьми, в первую очередь, определяющая заботу о детстве в условиях дошкольных образовательных организаций и вариативных форм работы с детьми. Особое внимание уделяется сокращению очередности, повышению доступности услуг дошкольного образования для детей от 3 до 7 лет. Для общества – это особый рынок услуг по уходу и присмотру за детьми на период трудовой занятости родителей, а также рынок стихийных предложений частного характера по поводу индивидуальной работы с детьми в дошкольном возрасте.
Что мы имеем в виду, когда говорим «дошкольное образование»? И только для специалистов в области образования, представителей дошкольной педагогики и психологии дошкольное образование является институтом детства, занимающимся вопросами развития, воспитания и обучения детей. Актуальное состояние дошкольного образования в большой мере определяется государственной образовательной политикой, реалиями социально-политической и экономической ситуации, уровнем развития соответствующих областей научного знания.
Государственная образовательная политика Оформление статуса дошкольного образования прошло тернистый путь. Как результат, образовательное пространство для дошкольника сегодня маркировано такими понятиями, как «ступень», «уровень образования», «траектории развития ребенка в процессах обучения и воспитания». Прослеживая исторические этапы развития дошкольного образования, можно однозначно установить, что каждый период характеризовался определенной установкой: на обучение (60-70 годы прошлого века), на воспитание (80-90 годы прошлого века). С принятием федерального закона «Об образовании» (1992 г.) впервые в заголовке статьи 18 появляется термин «дошкольное образование».
Государственная образовательная политика Система дошкольного образования, подвергавшаяся модернизации с конца XX века, целенаправленно продолжила меняться и в XXI веке. Данные изменения нашли отражение в федеральных государственных требованиях (ФГТ) к структуре и условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования (2009). ФГТ были приняты на 10 лет. «Федеральные государственные образовательные требования» – нормы и положения, обязательные при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования образовательными учреждениями.
Что изменилось в дошкольном образовании с введением ФГТ? ФГТ установили принципиально иной способ взаимодействия и взаимосвязи компонентов основных общеобразовательных программ дошкольного образования – на основе принципа интеграции образовательных областей, представляющем собой альтернативу предметному принципу. В ФГТ была использована наиболее современная и полная типология детских деятельностей. Каждая образовательная область направлена на развитие какой-либо детской деятельности. В каждой образовательной области помимо общеразвивающих задач выделены специфические задачи психолого-педагогической работы. Для системы дошкольного образования изменения такого рода предполагают, во-первых, изменение подходов к организации воспитательно-образовательного процесса: не через систему занятий, а через адекватные формы образовательной работы с детьми.
Что изменилось в дошкольном образовании с введением ФГТ? Во-вторых, игровой деятельности, как форме организации детской деятельности, отводится особая роль, т.к. она выступает как самая важная деятельность, через которую педагоги решают все образовательные задачи, в том числе и обучение. Принципиальные отличия модели организации образовательного процесса в соответствии с ФГТ от «старой» модели: исключение учебного блока (но не процесса обучения!); увеличение объема блока совместной деятельности; изменение объема и содержания понятия «непосредственно образовательная деятельность».
Что изменилось в дошкольном образовании с введением ФГТ? Малоизученным и очень актуальным остался вопрос о временном дозировании детских видов деятельности и о конкретных формах работы. К сожалению, и в новых СаНПин этот вопрос затрагивается частично. Тем не менее, по мнению разработчиков ФГТ, новые требования к дошкольному образованию были направлены на создание оптимальных условий для развития детей дошкольного возраста в современных условиях, реализации права ребенка на доступное, качественное образование. Но ФГТ к дошкольному образованию касаются только структуры основной образовательной программы и условий ее реализации, а результаты никак не регламентируются.
Что изменилось в дошкольном образовании с введением ФГТ? В школах отсутствует понимание того, каким должен быть поступающий в первый класс ребёнок, выпускник детского сада. Некоторые директора школ относятся к ДОУ как к сателлитам начального общего образования. В результате детские сады, находящиеся в радиусе территориальной доступности отдельной школы, по сути дела, выполняют социальный заказ и родителей, и учителей начальных классов. В ФГТ к структуре ООП дошкольного образования включён небольшой фрагмент, посвященный результатам образования. Это «портрет» ребенка, каким он должен быть перед поступлением в школу («портрет» пока не детализирован). «Портрет» ребенка-дошкольника и «портрет» выпускника начальной школы, сформулированный разработчиками стандарта начального общего образования, во многом похожи. Это, некоторым образом, было компромиссное решение.
Государственная образовательная политика Новый Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», вступающий в силу с 1 сентября 2013 года, признаёт дошкольное образование уровнем общего образования [15, ст. 10 п. 4]. Это предполагает разработку, помимо действующих ФГТ к структуре и условиям реализации ООП ДО, требований к качеству дошкольного образования, т.е. образовательные программы дошкольного образования должны разрабатываться в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.
Государственная образовательная политика Теперь дошкольное образование должно обрести социальную значимость, ценность в глазах общества, должны быть признаны его специфические цели и задачи, а содержание образования должно соответствовать задачам удовлетворения потребностей в полноценном и разностороннем развитии детей. Но сегодня пока налицо явное противоречие между реальным статусом, возможностями, назначением дошкольного образования и требованиями со стороны государства, ожиданиями со стороны общества, спросом со стороны семьи.
Государственная образовательная политика Так в обществе сохраняется преимущественный спрос на образовательные услуги, связанные с присмотром и уходом в раннем возрасте и с подготовкой к школе детей старшего дошкольного возраста, тогда как истинный смысл и предназначение дошкольного образования состоит в накоплении потенциала развития Детства. До сих пор научно и методически не определено, в чем состоит самостоятельность, самобытность дошкольного образования, каковы пути его интеграции в единую систему образования. Сегодня пока ведутся споры лишь о том, должно ли дошкольное образование быть обязательным или обязательным должно быть только усвоение образовательной программы дошкольного образования в различных формах.
Государственная образовательная политика Несогласованность целей на разных уровнях, а также несоответствие целей и задач средствам их реализации, подмена целей средствами приводит к деградации цели при переходе от уровня социального заказа государства, общества к уровню образовательных программ и затем к уровню целей, реализуемых в повседневной работе педагога. Цель – это осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлено действие человека, коллектива. Цели дошкольного образования не конкретизированы в терминах, предполагаемый образовательный результат (цель работы системы) выглядит размытым.
Государственная образовательная политика Цель дошкольного образования должна быть сформулирована на пересечении трех важных компонентов: социального заказа (государства), ожиданий общества (семьи) и потребностей детства (ребенка). При этом важно учитывать определенное правило: возможности государства, обеспечивающие интересы общества, выражающие потребности личности. Серьёзной проблемой является и обновление содержания дошкольного образования, т.к. содержание образования и содержание общественного развития взаимообусловлены. Содержание дошкольного образования следует проектировать по основаниям компетентного взрослого, социокультурного опыта и направлений развития ребенка в детстве.
Государственная образовательная политика При разработке ФГТ акцент был сделан на изменение подходов к организации образовательного процесса в детском саду и практически не затронуто содержание. Следующий этап модернизации (реформирования) дошкольного образования - разработка федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС). О том, что дошкольное образование должно получить свой стандарт, по мнению А. Асмолова, было известно давно.
Государственная образовательная политика С принятием нового закона «Об образовании» оно стало первым уровнем общего образования, и ему потребовался ФГОС — такой же, как и для трех ступеней школы, с тремя «Т», то есть требованиями к структуре основной образовательной программы, условиям ее реализации и результатам ее освоения. С одним принципиальным ограничением: никаких аттестаций, экзаменов, оценок и прочих подобных манипуляций над детьми в рамках третьего «Т» быть не должно.
Федеральный государственный стандарт дошкольного образования 01.02.2013 года Министерство образования и науки РФ опубликовало приказ "О разработке федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования", в котором говорилось о создании рабочей группы по разработке ФГОС ДО и был утверждён её состав. Рабочая группа должна была представить на утверждение в Минобрнауки России в срок до 5 февраля 2013 г. план разработки ФГОС дошкольного образования.
В рабочую группу по разработке стандарта вошли: директор "Федерального института развития образования", советник Минобрнауки РФ, доктор психологических наук, профессор А.Г. Асмолов (руководитель рабочей группы); директор Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России Е.Л. Низиенко (заместитель руководителя группы); начальник отдела Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России О.А. Скоролупова; директор "Института стратегических исследований в образовании" Российской академии образования М.Л. Пустыльник; вице-президент Российской академии образования, академик, действительный член Российской академии образования, доктор психологических наук Д.И. Фельдштейн
План разработки ФГОС дошкольного образования разработка проекта ФГОС ДО; профессиональное и общественное обсуждение проекта стандарта с привлечением родительского сообщества; возможность применения стандарта при получении дошкольного образования в различных формах получения образования; разработка профессионального стандарта в области дошкольного образования и меры по обеспечению повышения квалификации и подготовке воспитателей; разработка системы сопровождения родителей детей дошкольного возраста по вопросам образования.
Об ориентирах стандарта и о том, что он изменит в работе детских садов ФГОС - это требование нового закона «Об образовании», в котором дошкольное образование признано уровнем образования и должно работать в соответствии со стандартами. Стандарт отличается от ФГТ тем, что в нем должны быть и требования к результатам, — это принципиальное новшество. Российская модель дошкольного образования, по мнению разработчиков ФГОС, до сих пор была основана на представлениях о детстве 40-летней давности, т. к. не проводились психолого-педагогические исследования современного детства. Эту ситуацию нужно менять, ориентируясь, в том числе, на зарубежный опыт.
Об ориентирах стандарта и о том, что он изменит в работе детских садов По словам председателя рабочей группы Александра Асмолова, «стандарт дошкольного образования должен обеспечить исполнение государственных гарантий и будет направлен на удовлетворение потребностей родителей и детей на этой ступени образования». «Нам как никогда нужно создать такую доктрину развития дошкольного детства, в которой бы вместе, «в одной упряжке», были государство, семья, работники системы образования, те, кто создает продукцию для поддержки детства — книги, игры, журналы; люди, которые выступают как защитники детства. Есть шанс, что благодаря новому стандарту Конвенция прав ребенка не на словах, а на деле станет охранной грамотой, поддерживающей развитие детства».
Об ориентирах стандарта и о том, что он изменит в работе детских садов Разработчики ФГОС утверждают, что не ребенок должен готовиться к школе, а школа должна готовиться к ребенку. И эту стратегию государственной политики они должны воплотить в стандарте, который станет понятным и нужным для родителей документом, навигатором в мире детства, ориентируясь на который, родители и воспитатели помогут каждому ребенку приобщиться к культуре. Ключевая линия дошкольного детства — это приобщение к ценностям культуры, а не обучение его письму, счету и чтению. И это приобщение происходит через игру. Стандарт должен быть нацелен на то, чтобы у ребенка возникла мотивация к познанию и творчеству.
Об ориентирах стандарта и о том, что он изменит в работе детских садов Важное требование к современному дошкольному образованию - уход от академической направленности программ (А.М. Кондаков). Ребенок должен овладеть умением жить в мире с самим собой, получить в игре навыки индивидуальной работы и группового взаимодействия, научиться учиться. Именно в дошкольном возрасте формируются основные качества личности, ключевые социальные навыки — поликультурность, уважение к другим людям, приверженность демократическим ценностям, здоровому и безопасному образу жизни.
Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (Ст. 11 Закона «Об образовании в Российской Федерации») обеспечивает: единство образовательного пространства РФ; преемственность основных образовательных программ; вариативность содержания программ соответствующего уровня образования; государственные гарантии уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации ООП и результатам их освоения.
Федеральный государственный стандарт дошкольного образования Основными идеями государственного стандарта дошкольного образования являются: гарантии полноценного развития ребенка; защита его от некомпетентных взрослых; регулирование и повышение качества педагогического процесса; создание эффективного механизма управления и развития вариативной системы дошкольного образования.
Федеральный государственный стандарт дошкольного образования Государственный стандарт дошкольного образования отражает следующие концепции: концепция психологического возраста развития ребенка как этапа, стадии детского развития (Каждый психологический возраст включает в себя особые отношения между ребенком и взрослым, ведущий тип деятельности (общение, предметная деятельность, игра); научное положение (А.В. Запорожец) об амплификации (обогащении) детского развития, взаимосвязи всех его сторон.
Стандарт является основой для: ● разработки примерных образовательных программ дошкольного образования; ● разработки нормативов финансового обеспечения реализации Программы; ● формирования учредителем государственного (муниципального) задания в отношении Организаций; ● объективной оценки соответствия образовательной деятельности Организации требованиям Стандарта; ● подготовки, профессиональной переподготовки, повышения квалификации и аттестации педагогических работников.
Перспективы работы Сегодня мы имеем к началу нового учебного года лишь первоначальный проект документа, вынесенный на открытое обсуждение для тех, кто заинтересован в детстве. Без открытого обсуждения, в котором сможет принять участие каждый человек, идеальный во всех отношениях стандарт не родится. Проект стандарта, по словам А. Асмолова, будет проходить общественное обсуждение в течение всего периода разработки, т.к. "Задача разработчиков ФГОС дошкольного образования – учесть интересы всех участников образовательного процесса, но, прежде всего, – ребёнка» (Т. Волосовец)
Перспективы работы По итогам общественного обсуждения с 1 сентября пилотные организации дошкольного образования смогут в пилотном режиме апробировать ключевые положения стандарта. Прежде всего, это касается системы финансирования, полностью обеспечивающей государственные гарантии в области дошкольного образования, систему оплаты труда, стимулирующую работников дошкольного образования к качественным результатам, а также к соблюдению оптимальных условий для воспитанников.
Перспективы работы В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования будут разработаны примерные образовательные программы дошкольного образования. Параллельно будет идти работа по разработке профессионального стандарта в области дошкольного образования и мер по обеспечению повышения квалификации и подготовке воспитателей. Предстоит ещё разработка системы сопровождения родителей детей дошкольного возраста по вопросам образования.
Перспективы работы В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования будут разработаны примерные образовательные программы дошкольного образования. Параллельно будет идти работа по разработке профессионального стандарта в области дошкольного образования и мер по обеспечению повышения квалификации и подготовки воспитателей. Предстоит ещё разработка системы сопровождения родителей детей дошкольного возраста по вопросам образования.
Перспективы работы Федеральный государственный стандарт дошкольного образования разрабатывается впервые в российской истории в соответствии с требованиями вступающего в силу 1 сентября 2013 году федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Поэтому это долгий и тернистый путь. Дошкольные образовательные учреждения, не планирующие в новом учебном году в пилотном режиме апробировать ключевые положения стандарта, продолжают в своей работе ориентироваться на ФГТ (документа, отменяющего эти требования нет). Основой содержания методической работы в ДОУ (единой методической темой) в 2013-2014 учебном году должно стать ознакомление с проектом ФГОС ДО.
Последние новости Минобрнауки РФ определилось со сроками подготовки впервые создаваемого в России ФГОС дошкольного образования. Вступающий в силу 1 сентября новый Закон об образовании требует создать такой документ. Министерство планировало начать его внедрение уже в 2014 году, но из-за большого объема работы оно перенесено на 2015-й (сообщил источник в Минобрнауки). Ранее в планах министерства числилась полноценная разработка ФГОСа уже к сентябрю текущего года, с последующим утверждением к началу 2014-го. В итоге, как пояснили в министерстве, к сентябрю разработают только концепцию документа. Проект ФГОС(а) появится в 2014 году, в том же году его протестируют в пилотных регионах, а уже в 2015-м начнется внедрение стандарта по всей России.
Все в наших руках, поэтому их нельзя опускать !!! Человек не может по - настоящему усовершенствоваться, если не помогает усовершенствоваться другим