Логопед МОУ ВСОШ № 2 Занятие по первому этапу дифференциации звуков. представляет 900igr.net
Подгрупповое логопедическое занятие с использованием ИКТ. Этап: Дифференциация звуков изолированно, в слогах, в словах.
Предлагаемый материал составлен на основе имеющегося у автора опыта работы по использованию наглядно-дидактического материала на занятиях по дифференциации звуков. Материал собирался в течение нескольких лет и представляет собой модификацию игр, как уже описанных в методической литературе, так и разработанных автором самостоятельно.
Цели: образовательные: Уточнить артикуляцию звуков С и Ш, выделяя сходство и различия. Добиваться чёткой дифференциации звуков на основе биоэнергопластики и опоры на звуковые символы на слух и в произношении. Закрепить знания о характеристике звуков. Правильно соотносить звуки с соответствующими буквами. коррекционные: Развивать фонематический слух и анализ. Работать над развитием полноты зрительных, слуховых и кинестетических ощущений. Предупреждение дисграфических ошибок. Развивать мелкую моторику рук. воспитательные: Воспитывать умение понимать учебную задачу. Воспитание устойчивого интереса к логопедическим занятиям.
Психологический настрой - Звуки чётко произносим, Слушаем внимательно. Буквы правильно читаем, Пишем их старательно.
К нам в гости пришёл … Пушистик Определите третий звук, пятый звук в его имени.
Тема занятия: Звуки и буквы с – ш.
Артикуляция звуков а) как свистит свисток : с – с – с. Уклад органов артикуляции с опорой на профиль артикуляции и зеркала: Губы в улыбке, зубы сближены, кончик широкого языка опущен вниз и упирается в нижние резцы, холодный воздух плавно выходит через рот, звук произносится твёрдо, «голосовой моторчик» не работает.
Распластай язык пошире, Кончик к нижним зубкам ближе. Посредине языка Струйку воздуха пускай, Улыбнись и просвисти, «ССС» произнеси.
Уклад органов артикуляции звука С
Характеристика звука С: свистящий, долгий, твёрдый, глухой согласный звук.
б) как шипит змея : ш – ш – ш . Уклад органов артикуляции с опорой на профиль артикуляции и зеркала: Губы вытянуты вперёд и округлены, язык в форме чашечки поднят вверх, но не касается нёба и образует щель, тёплый воздух плавно выходит через рот, звук произносится твёрдо, «голосовой моторчик» не работает.
Чтобы звук красивым вышел, Шире язычок и выше. Сделаем из язычка Чашечку, подняв бока. Эту чашку по бокам К верхним мы прижмём зубам. Вот теперь над чашкой можно Дуть красиво, осторожно. Чтобы ветерок бежал, Чтобы «Ш» как шёлк шуршал.
Уклад органов артикуляции звука Ш:
Характеристика звука Ш: шипящий, долгий, всегда твёрдый, глухой, согласный звук.
Сравнение артикуляции с опорой на картинки-символы:
Различия и сходство : Различия в укладах артикуляции обоих звуков: разное положение губ, разное положение языка: С - , Ш - , разная по температуре воздушная струя: С - холодная, Ш – тёплая. Сходство в укладах артикуляции обоих звуков: воздух плавно выходит через рот, звуки произносятся твёрдо, «голосовой моторчик» не работает.
Артикуляционная гимнастика. а) для губ: «Улыбка» Ладонь сжата в кулак (пальцами вверх). Под счёт 1 – пальчики расправляются (расставлены в стороны, как лучики солнышка) и удерживаются одновременно с улыбкой 5 сек., на счёт 2 – ладонь сворачивается в кулак. «Рупор» Ладонь собрана в щепоть, большой палец прижат к среднему. Под счёт 1 – пальчики расправляются, образуя большой круг и удерживаются одновременно с «Рупором» 5 сек., на счёт 2 – ладонь сжимается в щепоть. б) для языка: «Чашечка» Под счёт 1- пальцы прижаты друг к другу, имитируя положение «Чашечки» и удерживаются одновременно с «Чашечкой» 5 сек., на счёт 2 – ладонь выпрямляется. И так далее. «Горка» Под счёт 1- согнутая ладонь опущена и удерживается вместе с «Горкой» 5 сек., на счёт 2 – ладонь выпрямляется. И так далее.
Совушка-сова Большая голова. (Большой круг руками.) На суку сидит, (Присесть на корточки.) Во все стороны глядит. (Повороты головы влево-вправо.) Физминутка
Дыхательная гимнастика. А теперь мы не спеша Будем правильно дышать. Раз, два, три, четыре, пять! Все умеем мы считать, Отдыхать умеем тоже. Руки за спину положим, Голову поднимем выше И легко, легко подышем. (Вдох через нос, долгий выдох через рот.)
Сравнение букв Обозначить звуки соответствующими буквами: С и Ш, С и , с и . Сравнить буквы: есть ли одинаковые элементы?
Закрепление 1) Логопед произносит звуки с и ш : то поочерёдно, то несколько раз подряд один и тот же звук. а) Ребёнок изображает, как свистит в свисток, поднося руку ко рту (ссс), то делает зигзагообразное движение кистью руки от себя, как будто ползёт змея (шшш). б) Ребёнок показывает на схемы звуков: или 2) Повторить за логопедом слоги с опорой на схемы звуков: са, шо, ши, су, сэ, аш, ос, ис, уш, эш.
Физминутка. Упражнение для мелкой моторики рук: «Стол». Стол стоит на толстой ножке, Сверху крышка, как ладошка. ( Левая рука в кулачок. Сверху на кулачок кладётся ладошка.)
Дифференциация в словах. Логопед называет слова со звуком с или ш (шум, сын, шаг, мышь, нос, пояс, душ и др.) Услышав заданный звук и определив его, ребёнок повторяет слово, показывая соответствующую схему: или .
2) Игра «Четвёртый - лишний». Назвать картинки, определить наличие звуков С или Ш. Какая картинка лишняя и почему? а)
б)
в)
Итог занятия. Какие звуки мы учились сегодня различать? Чем отличаются эти звуки? Оценка деятельности учащихся. Домашнее задание (в напечатанном виде вклеивается в тетрадь). 1) Выучить упражнение для мелкой моторики рук «Стол». Определить, в каких словах есть звук С, а в каких звук Ш? Стол стоит на толстой ножке, Сверху крышка, как ладошка. ( Левая рука в кулачок. Сверху на кулачок кладётся ладошка.)
2) Прочитать и отгадать загадки, определить, какой звук: с или ш есть в словах-отгадках: Всю ночь летает, мышей добывает, А станет светло – спать летит в дупло. Мохнатенькая, усатенькая, Ест, пьёт, песенки поёт.
3) Нарисовать кошку и сову из геометрических фигур по образцу:
- Пушистику очень понравилось как вы занимались. А вам понравились задания Пушистика? А сейчас раскрасьте то изображение Пушистика, которое соответствует вашему настроению.
Материалы Интернет Презентации Почаловой А.И. Презентации Вечкуткиной С.А. Ткаченко Т.А. Использование физминуток для развития пальцевой моторики у до- школьников. Дошкольное воспитание 1989 № 3 Зайцева И.Ю. «Влияние занятий биоэнергопластикой на речевое развитие дошколбников». Фестиваль «Открытый урок» 2009