Дизайн в детском саду 900igr.net
Дизайн – художественное проектирование различных изделий, обладающих функциональными и эстетическими свойствами. В дизайне важны не только развитие замысла, но и планирование результата, что способствует общему развитию ребенка. Ни одно изделие не создается как отвлеченная конструкция, тем более, если это изделие рассматривать как произведение дизайна. Любая хорошая вещь неразрывно соединяет в себе две стороны: удобство (функцию) и внешнюю выразительность. Первая выражается через конструкцию, вторая – через художественную форму, но они не разделимы.
Занятия по дизайну формируют у детей: надежную ориентацию в окружающем их предметном мире; учат понимать что красиво, а что нет; где какая-либо вещь будет уместной, а где напротив, неприемлемой; помогают разобраться, как организовать свое предметное окружение, чтобы оно было комфортным, приятным и одухотворенным.
Важно, что вся информация по дизайну (симметрия, асимметрия, выбор цвета и т.п.) должна даваться не в виде отвлеченного правила или специальных сведений, а в самой непосредственной связи с практическим заданием, жизненный смысл которого ребенку абсолютно понятен.
Детский дизайн может иметь: Предметно-декоративный характер - это создание и украшение предметов (игрушек, сувениров, элементов одежды, аранжировки). Пространственно-декоративный характер – деятельность в пространстве с учетом его особенностей (площадь, освещение, рисунок окон, дверей, ниш…).
Для успешной работы с детьми педагог организует: Эстетически грамотную среду (красивый интерьер, предметы и пособия искусства, зонирование и одомашнивание детских помещений). Художественно-декоративную деятельность ребенка, используя его знания и опыт в изодеятельности. Наблюдения природных объектов, предметной среды, результатов собственной дизайн-деятельности и любование ими.
Творчество детей в ходе изготовления поделок – это целенаправленный труд, в котором особую роль играет воображение – именно оно порождает новые образы. Как утверждал Л.С.Выготский, стремление воображения к воплощениям и есть подлинная основа и движущее начало творчества.
Занятия по созданию поделок из различного материала не просто вооружают ребенка умениями и навыками, но и дают возможность взглянуть на окружающий мир глазами созидателя. Они будят интеллектуальную творческую активность ребенка, учат планировать свою деятельность, вносить изменения в технологию, конструкцию изделий, осуществлять задуманное.
Объединение разных видов детской художественной деятельности в занятия по дизайну
С 2004 года в нашем детском саду работает дизайн-клуб «Волшебная кисточка» Продолжать знакомить с предметно- декоративным дизайном. Развивать фантазию воображение, представление о декоративности и композиции. Развивать фантазию, воображение, представление о декоративности и композиции. Развивать пространственное воображение, умение располагать предметы в интерьере. Формировать навык сотрудничества, умение работать в коллективе. Научить ребенка эстетически оценивать окружающий предметный мир с позиции 2-х начал: назначения и красоты.
Вся работа студии строится поэтапно. План работы представлен блоками. 1 БЛОК Дизайн. Секреты радуги (цветовидение). Ребята закрепляют знания основных цветов и их оттенков, уточняют понятия основных и промежуточных цветов. Занятия основаны на изучении цветового круга немецкого декоратора Освальда.
2 БЛОК «Мы заглянем в каждый дом, красоту увидим в нем». Дошкольники знакомятся с предметным миром, о том, кем и какие предметы изготавливаются, кто такой дизайнер и чем он занимается. Идет знакомство и анализ окружающей действительности: выделяются художественные, эстетические качества предметов, помещений, вещей (форма, окраска, пропорции, ритм, композиция).
3 БЛОК Украшение интерьера (предметно-декоративный дизайн). 1 цикл «Цветочное чудо» (икебана, аранжировки и букеты из живых и сухих цветов). 2 цикл «Путешествие в Морское царство» (изделия из камешков, ракушек, песка). 3 цикл «Витражи». 4 цикл Разные виды рисования (использование нетрадиционных видов рисования).
На этом этапе дети под руководством педагога оформляют вещи, предметы для оформления помещения, участия в творческих выставках. Это позволяет оценивать свою работу, ее результат. Внимание акцентируется на том, что получилось, дается положительная оценка деятельности, создается благоприятный эмоциональный фон, который способствует формированию творческого воображения и мышления.
Творческая деятельность детей успешно проходит в условиях хорошо поставленного обучения. Руководящая роль остается за воспитателем, который должен использовать в работе с детьми самые разнообразные приемы и методы.
Участвуя со взрослыми в оформлении детского сада, дети чувствуют себя активными создателями красоты, эмоционально откликаются на прекрасное в природе, одежде, помещении, окружающем мире.
Детское творчество должно доставлять удовольствие не только ребенку, но и окружающим, в этом его важное эстетическое качество.