РЕШЕНИЕ БИОЛОГИЧЕСКИХ ЗАДАЧ Элективпо разделу «Организм»
Планирование составлено на основе: Федерального Государственного стандарта, Примерной программы среднего (полного) общего образования (профильный уровень) и программы среднего (полного) общего образования по биологии для 10-11 классов (профильный уровень) автора В.Б.Захарова, полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требований к уровню подготовки обучающихся.
Учебник: Захаров В.Б., Мамонтов С.Г. ,Сонин Н.И. Общая биология 10 класс. Профильный уровень. Ч.1 / Под ред. Проф. В.Б.Захарова. – М.: Дрофа, 2006;
Методические пособия для учителя: Козлова Т.А. Методические рекомендации по использованию учебника В.Б.Захарова, С.Г.Мамонтова, Н.И. Сонина «Общая биология». 10-11 классы» при изучении биологии на базовом и профильном уровне. – М.: Дрофа, 2005. – 48 с.Козлова Т.А. Общая биология 10-11 классы. Методическое пособие к учебнику В.Б.Захарова, С.Г.Мамонтова, Н.И.Сонина «Общая биология». – М.: Дрофа, 2001.- 224 с.Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. – М.: Дрофа, 2005.-138 с.Сборник нормативных документов. Биология /сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев. – М.: Дрофа, 2007. – 99, (13) с.
Дополнительная литература для учителя: Алиханян С.И. и др. Общая генетика: Учебн. Для студ. Биол. Спец. Ун-тов/ С.И. Алиханян, А.П.Акифьев, Л.С.Чернин – М.: Высш.шк., 1985.- 448 с., ил.Батуева А.С., Гуленкова М.А., Еленевский А.Г. Биология. Большой справочник для школьников и поступающих в вузы. – М.: Дрофа, 2004.Болгова И.В. сборник задач по Общей биологии для поступающих в вузы. – М.: «Оникс 21 век» «Мир и образование», 2005.Белянина С.И. и др. Учебно-методическое пособие. Решение задач по генетике. Издательство Саратовского медицинского университета, Составители, 2005.Белянина С.И. и др. Решение задач по генетике: учебное пособие / Составители: доктор биол. наук, проф. С.И.Белянина; доктор мед. наук, проф. К. А. Кузьмена; доктор биол. наук, проф. И.В.Сергеева; канд. биол. наук, доц. Л.Е. Сигарева; канд. биол.наук, доц. Л.А.Боброва; канд. биол. наук, доц. Л.Е.Сигарева; канд. биол. наук, ст. преп. Ю.В.Белоганова; канд.биол.наук, асс.О.В.Синичкина; канд. Биол. наук, асс.Г.Б.Вайнер. Саратов: ИЦ «Наука», 2009.-66с.Галушкова Н.И. Биология для поступающих в вузы.Способы решения задач по генетике.Волгоград. Издательство «Братья Гринины», 1997.Козлова Т.А., Кучменко В.С.Биология в таблицах 6-11 классы. Справочное пособие. – М .: Дрофа, 2002.Крестьянинов В.Ю., Вайнер Г.Б. Сборник задач по генетике с решениями. Методическое пособие. – Саратов: «Лицей», 1998.- 112 с.Пименов А.В., Пименова И.Н. Биология. Дидактические материалы к разделу «Общая биология». – М.: «Издательство НЦ ЭНАС», 2004.Реброва Л.В., Прохорова Е.В. Активные формы и методы обучения биологии. – М.: Просвещение, 1997.Фросин В.Н., Сивоглазов В.И. Готовимся к единому государственному экзамену: Общая биология. – М.: Дрофа, 2004.–216с.
Белянина С.И. и др. Решение задач по генетике: учебное пособие 2009
Дополнительная литература для учащихся: Батуева А.С., Гуленкова М.А., Еленевский А.Г. Биология. Большой справочник для школьников и поступающих в вузы. – М.: Дрофа, 2004.Белянина С.А. Решение задач по генетике. Методические рекомендации для самостоятельной работы абитурентов и слушателей подготовительного отделения медицинского института. Саратов, 1991.Фросин В.Н., Сивоглазов В.И. Готовимся к единому государственному экзамену: Общая биология. – М.: Дрофа, 2004.–216с.Хелевин Н.В., Лобанов А.И., Колесова О.В. Задачник по общей и медицинской генетике. М.: «Высшая школа», 1984.
Литература, задания в которой рекомендуются в качестве измерителей: Анастасова Л.П. Общая биология. Дидактические материалы. – М.: Вентана – Граф, 1997.- 240 с.Иванова Т.В. Сборник заданий по общей биологии: пособие для учащихся общеобразоват. Учреждений /Т.В.Иванова, С. Г.Калинова, А.Н.Мягкова.- М.: Просвещение , 2002 – (Проверь свои знания).Козлова Т.А. , Колосов С.Н. Дидактические карточки – задания по общей биологии. – М.: Издательский Дом «Генджер», 1997. – 96 с.
MULTIMEDIA-поддержка курса «Решение биологических задач» Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание), Республиканский мультимедиа центр, 2004.Подготовка к ЕГЭ по биологии. Электронное учебное издание, Дрофа, Физикон, 2006.Лаборатория КЛЕТКАЛаборатория ГЕНЕТИКАУроки Биологии Кирилла и Мефодия Общая биология 10 класс. ООО «Кирилл и Мефодий», 2002. Крестьянинов В.Ю. Вайнер Г.Б. (учебное электронное издание). Задачи по генетике с решениями.Пименов А.В. Биология 11 класс. Раздел 5. Генетика. электронный учебник
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ЗАДАЧИ ПО ГЕНЕТИКЕКРЕСТЬЯНИНОВ В.Ю, ВАЙНЕР Г.Б.Электронный учебник
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ Пименов А.В. Биология 11 класс. Раздел 5. Генетика. Электронный учебник
Элективный спецкурс «Решение биологических задач»» Направлен на углубленное изучение раздела «Генетика»Программа рассчитана на учащихся 11 классов общеобразовательных школ1 час в неделю, всего 34 часа
ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ КУРСА: ФОРМИРОВАНИЕ У УЧАЩИХСЯ УМЕНИЯ РЕШАТЬ БИОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ
Задачи курса: Создание у обучающихся понятийного аппарата и знакомство с основными закономерностями раздела «Генетика»Отработка умения решения биологических задачРазвитие умения ориентироваться в теоретическом материале и умения применять свои знания на практикеРазвитие познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностейУмение работать с различными источниками информацииОриентирование в профессию
Обоснование учебной программы Генетика является одним из трудных для усвоения разделов программы, однако в школьной программе уделяется мало часов на изучение тем по генетике. Предлагаемая программа позволяет лучше и глубже понять вопросы теории генетики, а знания по этим вопросам сделать более четкими и прочными. Курс построен на основных понятиях генетики, особое внимание уделено самостоятельной работе учащихся при решении задач, работе с дополнительными источниками информации.
Формы и приемы проведения занятий: ЛекцииСеминары-практикумыЗащита творческих работ (рефераты, сообщения, презентации)БеседаРассказЛабораторные работы по отработке решения задач
Учебно-тематический план Всего 34 часа, из них:9 часов теория18 часов практика7 часов контроль
РАЗДЕЛЫ ПРОГРАММЫ:данная программа состоит В первом разделе рассматриваются общие методические приемы, которые могут быть использованы при решении и оформлении задач по генетике (1 час).Во втором, рассматриваются молекулярные основы наследственности (4 часа). В третьем - цитологические основы наследования (3 часа).В четвертом – закономерности наследования признаков, анализ наследования при моногибридном скрещивании (7 часов).В пятом – закономерности наследования признаков, анализ наследования при дигибридном и полигибридном скрещивании (13часов).В шестом - изменчивость, ее виды (3 часа).В седьмом – методы генетики человека (3 часа).
Темы рефератов и сообщений: Наследственность и изменчивость как основные свойства организма.Геном Человека, что это?Можно ли управлять мутациями?Последствия влияния мутагенов на организм.Профилактика наследственных заболеваний.Наследственные заболевания.Клонирование миф или реальность?Искусственное оплодотворение «за» и «против».
Наследственные болезни человека Аутосомные нарушенияБолезнь Дауна, Синдром Патау, Синдром ЭдвардсаНарушения расхождения Х- хромосомСиндром Шершевского –ТернераНарушения расхождения У –хромосомСиндром КлайнфельтераНаследственные заболеванияГемофилия А, Гемофилия Б, Болезнь Альцгеймера, Фенилкетонурия
АУТОСОМНЫЕ НАРУШЕНИЯ Синдром Дауна(умственная отсталость, монголоидное лицо)Нарушение: трисомия хромосомы 21Частота встречаемости у новорожденных:1:7001:50, если мать старше 40 лет (частота возникновения в пять раз выше, но большинство зародышей гибнет внутриутробно).
АУТОСОМНЫЕ НАРУШЕНИЯ Умственная отсталостьКосой глазОткрытый ротВыступающий языкНарушение строения внутренних органов и др.
АУТОСОМНЫЕ НАРУШЕНИЯ Синдром ПатауНарушение:Трисомия хромосомы 13 ЧАСТОТА ВСТРЕЧАЕМОСТИ:1:500
АУТОСОМНЫЕ НАРУШЕНИЯ Синдром ПатауГлухиеШестипалыеМаленький череп с дефектамиПоражение внутренних органов
АУТОСОМНЫЕ НАРУШЕНИЯ Синдром ЭдвардсаНарушение: Трисомия хромосомы 8 ЧАСТОТА ВСТРЕЧАЕМОСТИ:1:10000
АУТОСОМНЫЕ НАРУШЕНИЯ Синдром ЭдвардсаМногочисленные поражения внутренних органов
Нарушения расхождения Х- хромосом Синдром Шершевского –ТернераНарушение: Х0 ЧАСТОТА ВСТРЕЧАЕМОСТИ: 1:5000
Нарушения расхождения Х- хромосом Синдром Шершевского –Тернеранедоразвитость вторичных половых признаков,Бесплодие умственная отсталость
Нарушения расхождения У –хромосом Синдром КлайнфельтераНарушение: XXYXXYYXXXYXXXXY ЧАСТОТА ВСТРЕЧАЕМОСТИ: 1:1000
Нарушения расхождения У –хромосом Синдром КлайнфельтераБолтливы, склонны драматизировать свои переживания бесплодиенедоразвитость половых признаковиногда умственная отсталость высокий рост
МУТАЦИИ
Требования к уровню подготовки выпускников Уметь:объяснять: роль биологических теорий, идей, принципов, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира, научного мировоззрения; единство живой и неживой природы, родство живых организмов, используя биологические теории, законы и правила; наследственных и ненаследственных изменений, наследственных заболеваний, генных и хромосомных мутаций.решать задачи разной сложности по биологии.составлять схемы скрещивания.сравнивать митоз и мейоз.анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, этические аспекты современных исследований в биологической науке;осуществлять самостоятельный поиск биологической информации в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах Интернет) и применять ее в собственных исследованиях;использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).
Требования к уровню подготовки выпускников Знать /понимать:основные положения биологических теорий (хромосомная теория наследственности); сущность законов (Г. Менделя; сцепленного наследования Т. Моргана; гомологических рядов в наследственной изменчивости; зародышевого сходства; биогенетического); закономерностей (изменчивости; сцепленного наследования; наследования, сцепленного с полом; взаимодействия генов и их цитологических основ); правил (доминирования Г. Менделя); гипотез (чистоты гамет);строение биологических объектов: генов, хромосом, женских и мужских гамет.сущность биологических процессов и явлений: митоз, мейоз, взаимодействие генов.современную биологическую терминологию и символику;
Коммуникативные навыки:помимо основных знаний и умений у обучающихся вырабатываются 1) Ценностно-смысловые (ученик самоопределяется в учебной деятельности), 2) общекультурные (осваивает научную картину мира),3) учебно-познавательные (умение самостоятельно создавать алгоритмы познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера), 4) информационные (осуществлять поиск нужной информации по заданной теме, в источниках разного типа. Использовать мультмимедийные ресурсы и компьютерные технологии для подготовки презентаций), 5) коммуникативные (овладение навыками работы в группе, основными видами публичных выступлений-высказывание, монолог).6)Социально-трудовые (овладение этикой взаимоотношений с одноклассниками при выполнении заданий на уроке; овладение знаниями в области профессионального самоопределения), 7)Компетенция личностного самосовершенствования (формирование культуры мышления и поведения. Овладение правилами заботы о собственном здоровье).
Работу подготовила: Слушатель КПК учителей биологииКалитина Т.М. МОУ СОШ №3 с.Александров-Гай