Моделирование, как метод изучения биологии
Модель – это система, которая является образом, подобием некой дугой, например, природной системы. Виды моделейНатуральные (материальные)информационныеЛабораторное исследование мышей
Информационная модель – набор величин, содержащий всю необходимую информацию об исследуемых объектах и процессах. (описание объекта или процесса моделирования).Формы информационных моделей:вербальная;математическая;табличная;графическая.
Моделирование – это способ исследования на моделях.Математическое моделирование – выражает существенные черты объекта или процесса языком уравнений и др. математических средств.Компьютерное моделирование – это метод решения практических задач с помощью компьютера.Имитационное моделирование – изменение начальных условий и сравнение результатов.
Тема урока: «Моделирование как метод изучения биологии, на примере расчета численности особей в популяции»Цель урока:Научиться использовать информационно-компьютерные технологии для моделирования биологических процессов.
Этапы моделирования:Предметная постановка задачи (например: биологическая);Математическая постановка задачи (вывод формул);Определение констант уравнения (задание начальных условий);Решение задачи (уравнения);Анализ полученных решений (отображаются в пояснительной записке)
Знакомство с методами моделирования, используемыми в биологии Модель МальтусаГде:Δtвремя (в месяцах) U численность особей в популяции (шт.) U0 первоначальная численность особей в популяции (шт.) αкоэффициент рождаемости βкоэффициент смертности εразность коэффициентов рождаемости и смертности
Знакомство с методами моделирования, используемыми в биологии Модель Ферхюльстаkкоэффициент рождаемости (по Ферхюльсту)hудельная емкость среды (шт.)Δtвремя (в месяцах)Uчисленность особей в популяции (шт.)U0первоначальная численность особей в популяции (шт.)
Этапы моделирования:Предметная постановка задачи (например: биологическая);Математическая постановка задачи (вывод формул);Определение констант уравнения (задание начальных условий);Решение задачи (уравнения);Анализ полученных решений (отображаются в пояснительной записке)
Вопросы для анализа полученных решений:Какой период времени проходит до момента достижения предельно возможной численности особей (сравнить модели).Как изменяется количество особей за это время (сравнить модели). От чего зависит число особей в популяции (сравнить модели).Какой из методов больше подходит для решения данной задачи и почему.
Рефлексия На уроке я узнал (а)……………..Больше всего мне понравилось …Самым полезным для меня было..Мои пожелания и предложения…..