Развитие познавательной деятельности на уроках биологии Учитель биологии МАОУ лицей №8 Лоскутникова Татьяна Михайловна
С древних времен педагоги ищут способы наиболее эффективного обучения детей, ставятся задачи определить такие методы и технологии, чтобы оно протекало быстро и качественно, с разумными затратами сил учителей и учеников. Испробовано уже многое, не осталось ни одного более или менее очевидного пути, по которому бы не пытались идти учителя. Все самое ценное сосредоточено в арсенале научной дидактики, практическая задача которой - указать учителям наиболее рациональные пути скорейшего приобретения знаний, умений, навыков, выработанные предшествующими поколениями учителей.
методы, приемы работы преподавателя являются показателем его педагогического мастерства. Активными методами обучения следует называть те, которые максимально повышают уровень познавательной активности школьников, побуждают их к старательному учению.
Методы, способствующие развитию познавательной активности учащихся на уроках биологии Словесные (рассказ, лекция, беседа, чтение), Наглядные (демонстрация натуральных, экранных и других наглядных пособий, опытов) Практические (лабораторные и практические работы, творческие задания) .
Характеристика методов развития познавательной деятельности Словесные методы Занимают ведущее место в системе методов обучения. учениками проблемы и указать пути их решения. Слово активизирует воображение, память, чувства учеников. Словесные методы можно подразделить на следующие виды: рассказ объяснение беседа дискуссия лекция работа с книгой работа с дидактическим материалом
Метод самостоятельной работы с дидактическим материалом Организация самостоятельной работы происходит следующим образом: дается классу конкретное учебное задание, пытаясь довести его до сознания каждого учащегося. Здесь есть свои требования: текст нужно воспринимать зрительно (на слух задания воспринимаются неточно, детали быстро забываются, учащиеся вынуждены часто переспрашивать) нужно как можно меньше времени тратить на запись текста задания. Для этой цели хорошо подходят тетради на печатной основе и сборники заданий для учащихся. Очень эффективно пользоваться самодельными раздаточными дидактическими материалами ,т.к. они наиболее точно соответствуют требованиям конкретного учителя, и, что не мало важно, ученика.
Дидактические материалы для самостоятельной работы учащихся с целью восприятия и осмысления, новых знаний без предварительного объяснения их учителем: карточка с заданием преобразовать текст учебника в таблицу или план; карточка с заданием преобразовать рисунки, схемы в словесные ответы; карточка с заданием для самонаблюдения, наблюдения демонстрационных наглядных пособий.
Дидактические материалы для самостоятельной работы учащихся с целью закрепления и применения знаний и умений: карточка с вопросами для размышлений карточка с заданием выполнить рисунок
Дидактические материалы для самостоятельной работы учащихся с целью контроля знаний и умений. карточка с немым рисунком; тестовые задания. В последнее время наиболее распространёнными являются тестовые задания, хотя и у них есть свой недостаток, т.к учащиеся
Практические методы Практические методы обучения основаны на практической деятельности учеников. Этими методами формируются практические умения и навыки. К практическим методам относятся: упражнения, лабораторные и практические работы. творческие работы
Наглядные методы обучения Наглядные методы используются во взаимосвязи со словесными и практическими методами обучения. Наглядные методы обучения условно можно подразделить на две большие группы: метод иллюстраций и метод демонстраций: Метод иллюстраций предполагает показ ученикам иллюстрированных пособий: плакатов, таблиц, картин, карт, зарисовок на доске и др. Метод демонстраций обычно связан с демонстрацией приборов, опытов, технических установок, кинофильмов.
Метод проекта Опыт использования метода учебных проектов посвящен одной из проблем современного образования: развитию познавательного интереса школьников. Именно познавательный интерес выступает как мощный стимул для активности личности ребенка .Проектный метод может с успехом использоваться как фрагмент урока, так и урок, полностью посвященный реализации проекта.
Применение проектного метода позволяет развить: Познавательные умения учащихся: наблюдения абстрагирования, систематизация (классификация, дифференциация) выдвижение гипотез решение проблем соотнесение результатов с гипотезами Практические умения: составление и чтение диаграмм, добыча информации, овладение языком науки Коммуникативные умения: терпимость к альтернативной мысли, готовность к учению и сотрудничеству, самокритичность, умение защищать и отстаивать свою позицию, умение выступать публично и др.
Для каждого учителя очевидно, что все учащиеся способны по-разному включаться в познавательный процесс. И ,исходя из этого, можно выделить некоторые основные уровни познавательной активности: - воспроизводящая активность. Характеризуется стремлением учащегося понять, запомнить и воспроизвести знания, овладеть способами их применения по образцу. - интерпретирующая активность. Характеризуется стремлением найти смысл изучаемого содержания, познать связи между явлениями и процессами, овладеть способами применения знаний в измененных условиях. - творческая активность Характеризуется интересом и стремлением не только проникнуть в сущность явлений и их взаимосвязей, но и найти для этой цели новый способ. Для каждого ребенка характерен свой уровень познавательной активности и основная задача учителя, учитывая индивидуальные способности ученика, максимально повысить его.