Обобщение опыта педагогической деятельности учителя географии и биологии ГСОУ школы-интернат г. В.Волочка Ильиной Людмилы Николаевны
Тема по самообразованию – «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках географии и биологии в коррекционной школе VIII вида».
Основные условия активизации познавательной деятельности: Сочетание словесных, наглядных и практических методов обучения. Доступное, эмоциональное преподнесение материала и создание условий для его сознательного восприятия. Индивидуальный и дифференцированный подход к учащимся, оказание им различных видов помощи. Обучение приемам установления причинно-следственных зависимостей с использованием данных, полученных в ходе учебного процесса. Создание проблемных ситуаций. Выполнение опытов и практических работ. Осуществление межпредметных связей. Использование дидактических игр и элементов занимательности.
Исходя из опыта работы, особое внимание уделяю тем методам, средствам и формам обучения, которые стимулируют активную познавательную деятельность: Организация учебной деятельности; Создание «проблемных ситуаций»; Практическая деятельность учащихся; Использование наглядности; Дидактические игры; Использование дополнительной литературы; Внедрение новых информационных технологий.
Внеклассная работа Внеклассная работа имеет важное воспитательное и образовательное значение в формировании у учащихся инициативы самостоятельности, умения творчески подходить к решению различных задач.
Виды внеклассной работы Общешкольные тематические мероприятия в рамках естествознания: «Здравствуй, осень золотая»; «Путешествие по страницам Красной книги»; «Родного края красота»; «Птицы - наши друзья».
«Здравствуй, осень золотая»
«Птицы – наши друзья»
Участие в предметных неделях помогает учащимся делать открытия в своей жизни, дает возможность развитию творческой инициативы, развивает интерес к предмету, что является одним из основных факторов влияющих на качество усвоения знаний.
Викторины и конкурсы по разным номинациям
Кружок «Цветы в доме» Уход за комнатными растениями
Изучение познавательной литературы
Сбор и сортировка семян
Трудовая деятельность на пришкольном участке
Работы на участке способствуют расширению и углублению знаний по биологии, приобретению умений по выращиванию растений, воспитанию у обучающихся качеств рачительного хозяина земли, бережного отношения к природе, творческого подхода к труду.
«Синичкин день»
Как показывает опыт, применение различных методических приемов и способов для активизации познавательной деятельности учащихся способствует более успешному усвоению знаний, формированию практических умений детей, что особенно важно для их социальной адаптации, подготовки к вступлению в трудовую жизнь, к выполнению посильной для них работы.
Создавая в классе атмосферу творчества, мы, учителя, создаем оптимальные условия для развития ребенка: Здоровый микроклимат; Рост познавательных интересов; Возможности для активного общения детей и реализации способностей каждого
Работая творчески сами, мы сохраняем свое здоровье, оптимизм, обновляем свой методический арсенал, пополняем свои знания и лучше понимаем детей. А это, наверное, самое главное.
Спасибо за внимание!