г. Москва15 -18 ноября 2011 годаXIV Всероссийский семинар “Обучение английскому языку в российских школах” Современные условия для повышения качества обучения английскому языку в общеобразовательных учреждениях России.О.А. Денисенко, к.п.н., доцент, главный редактор издательства “Титул” и журнала “Английский язык в школе”
Роль стандартов первого поколения (2004 г.) повысили практическую значимость владения иностранным языком, зафиксировав кардинальные изменения потребностей и целей овладения языками международного общения.
Роль стандартов первого поколения (2004 г.) Современная методика обучения иностранным языкам провозгласила определяющим личностно-деятельностный подход к обучению иностранному языку. Этот ориентир предопределил создание оптимальных условий для деятельности учителя ИЯ.
Особенности ФГОС второго поколения (2010 г.):Преемственность – опора на опыт российской школы, лучший мировой опыт;Инновационность – системно-деятельностный подход, ориентация на результат.
Системно-деятельностный подходЧему учить? – обновление содержанияЗачем учить? – ценности образованияС помощью чего учить? – обновленные средства и технологии обучения
Профессиональное развитие учителя английского языка на современном этапе Традиционное базовое педагогическое образование не может обеспечить на всю жизнь учителя АЯ знаниями и качествами, необходимыми для эффективного выполнения функциональных обязанностей.
Профессиональное развитие учителя английского языка на современном этапе Формы и методы обучения учителей, должны отвечать социальному заказу, индивидуальным потребностям обучаемых и, как результат, способствовать эффективности процесса обучения. (см. документы по модернизации общего образования на 2010–2015)
Федеральный закон «Об образовании» с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ, вступивших в силу с 1 января 2005 года;Национальная образовательная инициатива «НАША НОВАЯ ШКОЛА», утвержденная Президентом Российской Федерации от 04.02.2010 № Пр-271;Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373;Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования , утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897;План действий по модернизации общего образования на 2011–2015 гг., утвержденный Распоряжением Правительства Российской Федерации от 07.09.2010 № 1507-р;
Федеральный перечень учебников на 2011-2012 (Приказ Минобрнауки России №2080 от 24.12.2010г.)Все учебники вошли в ФП и могут быть использованы в образовательном процессе как в системе, так и вне ее, т.е. как самостоятельные линии.Учебники Enjoy English вошли в систему «Школа 2100».
Экспертиза 2011 Положительные заключения РАН и РАО получены на все учебники издательства «Титул» Готовится проект Федерального перечня учебников на 2012-2013 учебный годсоответствие федеральному государственному образовательному стандарту:Английский язык. Учебники «Английский с удовольствием» / «Enjoy English» для средней школы (5 - 9 классов), авторы: Биболетова М.З. и др.Английский язык. Учебники «Счастливый Английский.ру» / «Happy English.ru» для начальной школы (2 - 4 классов) и средней школы (5 - 9 классов), авторы: Кауфман К.И., Кауфман М.Ю. Английский язык. Учебники «Английский язык нового тысячелетия» / «New Millennium English» для средней школы (5 - 9 классов), авторы: Деревянко Н.Н. и др.на соответствие федеральному компоненту государственного образовательного стандарта:Английский язык. Учебник «Счастливый Английский.ру» / «Happy English.ru» для старшей школы (11 класса), авторы: Кауфман К.И., Кауфман М.Ю.
Экспертиза 2011 линия учебников «Английский с удовольствием» / «Enjoy English» для 2 - 4 классов (первая редакция) авторов Биболетовой М.З. и др. входит в систему учебников «Система развивающего обучения Л.В. Занкова» издательства «Федоров»линии учебников «Английский с удовольствием» / «Enjoy English» для 2 - 4 классов (вторая редакция) и 5 - 9 классов авторов Биболетовой М.З. и др. входят в систему учебников «Школа 2100» издательства «Баласс»линии учебников «Счастливый Английский.ру» / «Happy English.ru» (для 2 - 4 классов и 5 - 9 классов) авторов Кауфман К.И., Кауфман М.Ю. входят в систему учебников «Открываю мир» издательства «Мнемозина»линия учебников «Милли» / «Millie» для 2 - 4 классов авторов Азарова С.И. и др. входит в систему «Гармония» издательства «Двадцать первый век»
Актуальные задачи в области преподавания АЯ требуют от учителя овладения не только новым содержанием обучения, но и современными технологиями и приемами работы.Противоречие между традиционным уровнем подготовки учителя АЯ и острой необходимостью в новых профессиональных качествах преподавателя.
Актуальные задачи методической службы РФ в 2005-2015 годах:переход на раннее обучение; переход на предпрофильное и профильное обучение; применение новых форм контроля уровня обученности учащихся (4,9,11 кл.);внедрение современных информационных технологий, компьютерных систем, различных аудио- и видеотехники и систем коммуникации.
Стратегическая цель развития профессиональной компетенции учителя АЯ - не только хорошо владеть своим предметом, но и уметь свободно ориентироваться в различных областях знаний, осуществлять интеграцию в рамках смежных дисциплин.
Совершенствование педагогического профессионализма учителя АЯ в условия перехода на новые ФГОС определяется использованием различных форм переподготовки (модульные курсы, семинары-практикумы, разработка авторских учебных программ и т.д.); внедрением новых технологий, форм, методов и приемов работы (интерактивные практикумы, мастер-классы, онлайн тестирование, интернет-олимпиады, вебинары и т.д.) 15 ноября принимаются вопросы от участников семинара для обсуждения на проблемном совете методической службы РФ 16 ноября в 16.30
Профессиональное развитие учителя АЯ на современном этапе – этоосвоение новых методов и технологий преподавания АЯ; посещение курсов повышения квалификации, методических семинаров;изучение отечественной и зарубежной методической литературы и выступление с сообщениями на методических совещаниях;участие в профессиональных конкурсах, международных и всероссийских проектах;создание программ по своим курсам, факультативам и спецкурсам;создание методических разработок по программным темам;создание компьютерных приложений к действующим УМК;посещение уроков своих коллег, участие в интерактивных мастер-классах, что позволяет педагогам изучать опыт коллег, перенимать от них что-то новое, анализировать свою деятельность и делиться своим опытом с другими;т.е. создание личного «Профессионального портфеля учителя».
Серия “Методическая копилка” “Handbook”Е.Костюк, О. Бондаренко, Е.Дружинина, М. Лагуточкина, И. МельниковаНастольная книга учителя английского языка начальной школыПособие предназначено для учителей, преподающих английский язык в начальной школе.Может быть использовано в процессе подготовки учителей английского языка начальных классов в педагогических колледжах и университетах.В книге изложены основные теоретические положения методики преподавания английского языка на начальном этапе.
Серия “Методическая копилка” Методика обучения иностранным языкам: традиции и современностьпод редакцией А.А. МиролюбоваМетодика обучения иностранным языкам: традиции и современностьПособие написано большим коллективом известных ученых-методистов России, которые внесли значительный вклад в развитие отечественной методики преподавания иностранных языков.В книге рассматриваются общие вопросы методики обучения иностранным языкам, обучение видам иноязычной речевой деятельности и аспектам языка, специфика обучения иностранным языкам на разных ступенях обучения в средней школе, современные педагогические технологии и контроль в обучении иностранным языкам и особенности обучения второму иностранному языку.При изложении традиционных для методики вопросов учтены новые подходы к образованию и новые достижения методической науки.
Новый проект - серия книг для чтения “Read up! / Почитай!” для 2-11-х классовВ книги для чтения являются необходимым компонентом любого основного курса обучения. В содержание входят тексты разных жанров: сказки, рассказы, детективные истории, повествования, научно-популярные статьи, образцы современных и классических литературных произведений поэзии и прозы, разнообразные устные и письменные упражнения к ним. Основная цель пособий — обучение чтению от младших классов до старшеклассников, подготовка к ГИА и ЕГЭ. Книги помогут учащимся открыть современный мир чтения на английском языке.Книги для чтения для 2-го, 10-го классов выпущены, для 3-го и 10,11-го классов готовятся к выпуску
Новый проект - серия книг для чтения “Read up! / Почитай!” для начальной школы“Read up!” для 2–3-х классов являются первыми в серии книг и призваны способствовать не только более тщательному формированию навыков техники чтения, но и развитию базовых умений чтения как форме общения. Учебное пособие отражает тематику основного курса и представлено в четко структурированных разделах. Построение пособий предполагает возможность гибкого использования материалов для чтения в произвольном порядке. Учебные пособия сопровождаются дневником читателя и двуязычным словарем, что может способствовать успешному формированию как лингвистической, так и учебной компетенции школьников.
Новый проект - серия книг для чтения“Read up! / Почитай!” для старшей школы“Read up!” для 10–11-х классов имеют четкую структуру, включают тематические разделы: “Everyday English”, “Cultural studies”, “Science”, каждый из которых позволяет сформировать у учащихся те или иные умения и навыки чтения, а также познакомить их с культурой и традициями разных стран. Учебные пособия основаны на аутентичных текстах разных жанров и разного уровня сложности. Все тексты сопровождаются достаточным количеством разнообразных заданий и упражнений как лингвистического, так и коммуникативного характера. В учебных пособиях представлены дневники читателя, которые могут помочь учащимся не только оценить свой уровень сформированности умений чтения и определить имеющиеся трудности, но также способствовать развитию умений письма.
Серия “О России на английском языке”“Санкт-Петербург” / “St Petersburg”И.В. Ларионова, М.А. Ильина, Е.Е.КоротковаУчебное пособие для 10–11-х классовУчебное пособие рассказывает о Санкт-Петербурге: его истории, географических реалиях, знаменитых людях, живописи, литературе, культурных и экономических связях с европейскими странами.Пособие может быть использовано в классах гуманитарного, филологического и других профилей, в качестве элективных курсов по регионоведению, по истории отечественной культуры, культуроведению, введению в профессию гида-переводчика, а также для подготовки к сдаче ЕГЭ.
Серия “О России на английском языке”“Москва” / “Moscow”Учебное пособие для 10–11-х классовУчебное пособие знакомит с географическими особенностями, историей, культурой и традициями Москвы. Может использоваться в классах гуманитарного, филологического и других профилей, в качестве элективных курсов по москвоведению, регионоведению, географии, культуроведению, истории отечественной культуры, введению в профессию гида-переводчика, а также для подготовки к сдаче ЕГЭ.
Новые издания издательства „Титул“ Учебники “Happy English.ru” для 2,3,4 и 11 класса;Рабочая тетрадь № 2 “Контрольные работы” к учебнику “Enjoy English” для 4 класса;Серия книг для чтения “Read up! / Почитай” для 2 и 10 классов; Учебное пособие “Олимпиады для школьников 9-11 классы”;Учебное пособие “Типичные ошибки в ЕГЭ по английскому языку и как избежать их”;Практикум “ГИА по английскому языку 2012”;Пособие “Внеклассные мероприятия на английском языке” для средней школы.
Новые компьютерные программы Электронное приложение к учебникам для 10-11 класса общеобразовательных учереждений является составной частью УМК.Отличительной чертой приложения является его соответствие структуре учебника. Электронное приложение состоит из разделов:Аудиоприложение (Audio)Англо-русский словарь (Dictionary)Тесты (Tests)Материалы для проектных работ (Projects) Электронное приложения значительно расширяет, дополняет содержание учебника и облегчает его использование в образовательном процессе. Электронное приложение позволяет ученику тщательно подготовиться к уроку, повышает уровень мотивации в изучении английского языка, открывает возможность более детальной работы с аудиоприложением курса, самостоятельной оценки уровня знаний в области лексики и грамматики, усвоения и запоминания лексического материала учебника, подготовки докладов, презентаций, конкурсов.
КУРС «Enjoy English» Обучающая компьютерная программа “Enjoy Listening and playing” для 4 класса версия 2.0;Обучающие компьютерные программы к учебникам “Enjoy English” для 8 и 9 классов;Электронные приложения к учебникам “Enjoy English” для 10-11 классов;
Курс «Happy English.ru» Обучающие компьютерные программы к учебникам “Happy English.ru” для 5 и 6 классов;Электронные приложения к учебникам “Happy English.ru” для 10-11 классов;Обучающая компьютерная программа к учебнику “Millie” для 4 класса;Электронные приложения к учебникам “New Millennium English” для 10-11 классов.Курс «Millie&NME»
Методическая поддержка учителя АЯ Публикации учителей в учебно-методическом журнале “Английский язык в школе” (“АЯШ”).Подписка на журнал “АЯШ” через “Роспечать”: на 2012 год подписной индекс 36225.Ежегодный всероссийский семинар для учителей «Обучение английскому языку в российских школах». г. Обнинск, март 2012Проведение профессиональных конкурсов для учителей английского языка на профессиональном форуме учителей английского языка www.englishteachers.ru Всероссийский конкурс «Золотые уроки России. Английский язык – 2011». Тематические конкурсы, практикумы, мастерские, открытые уроки, видеолекции и авторские семинары.Онлайн тесты ко всем учебникам www.ruteachers.ru
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! Денисенко Ольга Анатольевна,к.пед.н., доцент Главный редактор издательства “Титул” и журнала “Английский язык в школе”[email protected](48439)9-10-04 – тел. редакции