План урока: Сообщение темы урока. Рефлексия на начало урока Этап проверки домашнего задания Этап актуализации знаний Этап обобщения и систематизации знаний Физкультминутка. Этап закрепления навыков сложения , вычитания , умножения и деления алгебраических дробей . Подведение итогов урока. Домашнее задание.
ЦЕЛИ УРОКА образовательная - повторить и систематизировать знания учащихся по темам: «Сокращение дробей», «Сложение и вычитание алгебраических дробей», «Умножение и деление алгебраических дробей развивающая – способствовать формированию навыков самостоятельной работы , развитию логического мышления, математической речи и интереса к математике воспитательная - воспитание внимания, тренировка памяти, развитие сообразительности, находчивости
Этап проверки домашнего задания Экзаменационный сборник №14: -11а №16: №8: №23: 6m + 13 №31: 5mn(m – 4n) №33: (1 -8в)(1 + 8в) №40: с (1 – 4с)(1 + 4с)
Алгебраические выражения Алгебраическое выражение – выражение , состоящее из чисел и букв, соединенных знаками действий. Целые алгебраические выражения: m - 5n; 8х у; 6ab +2; Дробные алгебраические выражения:
Алгебраические дроби Алгебраическая дробь - дробь , числитель и знаменатель которой алгебраические выражения. Примеры:
Устная работа Найти выражение, которое не является алгебраической дробью:
Алгоритм приведения алгебраических дробей к общему знаменателю. Чтобы несколько рациональных дробей привести к общему знаменателю нужно: 1.Разложить знаменатель каждой дроби на множители; 2.Составить общий знаменатель, включив в него в качестве сомножителей все множители полученных разложений; если множитель имеется в нескольких разложениях, то он берется с наибольшим показателем степени; 3.Найти дополнительные множители для каждой из дробей (для этого общий знаменатель делят на знаменатель дроби); 4.Домноживчислитель и знаменатель на дополнительный множитель, привести дроби к общему знаменателю.
Задание №1 Привести дроби к общему знаменателю
Алгоритм сложения и вычитания алгебраических дробей с разными знаменателями: Найти наименьший общий знаменатель дробей; • Определить дополнительные множители дробей; • Привести дроби к новому знаменателю; • Сложить или вычесть дроби; • Упростить полученный результат.
Задание №2
Алгоритм умножения алгебраических дробей: • Перемножить числители; • Перемножить знаменатели; • Упростить полученный результат, если это возможно.
Задание №3
Алгоритм деления алгебраических дробей: Умножить первую дробь на дробь обратную второй; • Перемножить числители; • Перемножить знаменатели; • Упростить полученный результат, если это возможно.
Задание №4
Физкультминутка для глаз Упражнение 1. Сделайте 15 колебательных движений глазами по горизонтали справа – налево, затем слева – направо. Упражнение 2. Сделайте 15 колебательных движений глазами по вертикали вверх - вниз и вниз - вверх. Упражнение 3. Тоже 15, но круговых вращательных движений глазами слева – направо. Упражнение 4. То же самое , но справа – налево. Упражнение 5. Сделайте по 15 круговых вращательных движений глазами вначале в правую, затем в левую стороны, как бы вычерчивая глазами уложенную набок восьмёрку.
Порядок выполнения действий В выражениях со скобками сначала вычисляют значения выражений в скобках, затем по порядку слева направо выполняют возведение в степень, умножение и деление, потом сложение и вычитание. 2. Если выражение составлено с помощью арифметических действий первой и второй ступеней, то по порядку слева направо выполняют умножение и деление, а затем сложение и вычитание. 3. Если выражение составлено с помощью арифметических действий одной ступени, то их выполняют слева направо.
Определить порядок выполнения действий и упростить алгебраическое выражение :
Самостоятельная работа Экзаменационный сборник: № 171, стр.147 № 66, стр. 143 № 62, стр. 143 №114,стр. 145 № 108, стр. 145 № 141, стр.146 №153, стр.146 №163, стр.147 №22, стр. 96
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ 1) прочитать опорные конспекты , 2) выучить все алгоритмы, 3) решить задачи из экзаменационного сборника (индивидуальное задание).