В результате изучения курса математики учащиеся должны понимать, что функция – математическая модель, позволяющая описывать и изучать разнообразные зависимости между реальными величинами, уметь логически мыслить, проявлять творческие способности на уровне, необходимом для продолжения образования и для самостоятельной деятельности. В результате изучения курса математики учащиеся должны понимать, что функция – математическая модель, позволяющая описывать и изучать разнообразные зависимости между реальными величинами, уметь логически мыслить, проявлять творческие способности на уровне, необходимом для продолжения образования и для самостоятельной деятельности. Данные дидактические материалы рассчитаны для курса математики 10 класса, обучающего по учебнику Алимов Ш.А. «Алгебра и начала анализа» по основной программе с учетом стандартов основного общего образования по математике.
Определение области определения и множества значений функции, в том числе тригонометрических функций; Определение области определения и множества значений функции, в том числе тригонометрических функций; Определение четности и нечетности функции, периодичности тригонометрических функций; Понятие функции косинуса, схему исследования функции y = cos (x) и её свойства; Понятие функции синуса, схему исследования функции y = sin (x) и её свойства; Понятие функции тангенса и котангенса, схему исследования функции y = tg (x) и y = ctg (x) и их свойства; Какие функции являются обратными тригонометрическими, иметь представление об их графиках и свойствах.
Находить область определения и область значений тригонометрических функций; Находить область определения и область значений тригонометрических функций; Находить период тригонометрических функций, исследовать их на четность и нечетность; Строить графики функций y = cos (x), y = sin (x), y = tg (x) и y = ctg (x); Находить по графикам промежутки возрастания и убывания, промежутки постоянных знаков, наибольшее и наименьшее значения функций; Преобразование графиков: параллельный перенос, симметрия относительно начала и осей координат, растяжение и сжатие вдоль осей координат; Решать задачи с использованием свойств обратных тригонометрических функций; Использовать свойства функции для сравнения и оценки её значений.
Цель: Цель: Знать: Определение области определения и множества значений функции, в том числе тригонометрических функций. Уметь: Находить область определения и область значений тригонометрических функций. Урок 1-3. Справочный материал:
1. Найдите область определения функции y = √cos (x). 1. Найдите область определения функции y = √cos (x). а) ; б) ; в) ; г) . 2. Найдите множество значений функции y = 3 - 5∙sin(x). а) [-8; 8]; б) [-2; 8]; в) [-2; 5]; г) [-5; 2]. 3. Чему равно наименьшее значение функции y = sin (x) ∙ cos (x)? а) -1; б) -2; в) -1/2; г) 1. 4. Чему равно наибольшее значение функции y = sin2x – cos2x? а) 0; б) 1; в) -1; г) 2.
Найти область определения функции: Найти область определения функции:
1. Найдите область определения функции: 1. Найдите область определения функции: а) а) б) б) в) в) 2. Найдите множество значений функции: y = (cos x – sin x)2 y = (cos x + sin x)2
Цель: Цель: Знать: Определение четности и нечетности функции, периодичности тригонометрических функций. Уметь: Находить период тригонометрических функций, исследовать их на четность и нечетность. Справочный материал:
1. Какая из функций является четной? 1. Какая из функций является четной? А. Б. В. Г. 2. Какая из функций является нечетной? А. Б. В. Г. 3. Какая из функций не является четной, не является нечетной? А. Б. В. Г. 4. Найдите наименьший положительный период функции А. Б. В. Г. 5. Какая из функций имеет период 2П? А. Б. В. Г.
В – 1 В – 1 1. Функция f(x) периодическая с периодом 8. Запишите вытекающее отсюда равенство. 2. Каков наименьший положительный период функции y=tg x ? 3. Является ли число 3,14 периодом синуса? 4. Каков наименьший положительный период функции 5. Каков наименьший положительный период функции
Знать: Понятие функции косинуса, схему исследования функции y=cos x (ее свойства). Знать: Понятие функции косинуса, схему исследования функции y=cos x (ее свойства). Уметь: Строить график функции y=cos x, находить по графику промежутки возрастания и убывания, промежутки постоянных знаков, наибольшее и наименьшее значения функции.
В – 1. В – 1. 1. Изобразите схематически график функции y=3∙cos(x). Отметьте на графике три точки, для которых у=1,5. Чему равны соответствующие значения х? 2. Запишите наименьший положительный период функции . 3. Запишите промежутки возрастания и убывания функции . 4. Для функции найдите: а) область определения; б) множество значений; в) нули функции. В – 2. 1. Изобразите схематически график функции . Отметьте на графике три точки, для которых у=-0,5. Чему равны соответствующие значения х? 2. Запишите наименьший положительный период функции y=0,5∙cos(0,5x). 3. Найдите, в каких точках функция y=3∙cos(x) – 2 достигает своего наибольшего значения? 4. Начертите график функции y=cos(x) на отрезке [-Π; 2,5Π]. Отметьте на этом графике множество точек, для которых выполняются условия: а) cos(x) = 1; б) cos(x) > 0,5. Выпишите соответствующие значения х, при которых выполняется каждое из условий.
Знать: понятие функции синуса, схему исследования функции y=sin x (ее свойства). Знать: понятие функции синуса, схему исследования функции y=sin x (ее свойства). Уметь: Строить график функции y=sin x, находить по графику промежутки возрастания и убывания, промежутки постоянных знаков, наибольшее и наименьшее значения функции.
В – 1. В – 1. 1. Изобразите схематически график функции y = sin(x). Отметьте на графике три точки, для которых у = 1. Чему равны соответствующие значения х? 2. Запишите промежутки возрастания и убывания функции на отрезке В – 2. 1. Запишите наименьший положительный период функции . 2. Найдите наибольшие и наименьшие значения функции . 3. Сравните числа sin1 и sin3. В – 3. Для функции y = 2∙sin(3x) найдите: а) область определения; б) множество значений; в) нули функции; г) промежутки знакопостоянства; д) наибольшее и наименьшее значения; е) промежутки возрастания и убывания. Постройте этот график. В – 4. Начертите график функции y = sin(x) на отрезке [-Π; 2,5Π]. Отметьте на этом графике множество точек, для которых выполняются условия: а) sin(x) = 1; б) sin(x) = 0,5; в) sin(x) > 0,5. Выпишите соответствующие значения х, при которых выполняется каждое из условий.
Каковы значения х, для которых f(x) = 0, f(x) < 0, f(x) > 0? Каковы значения х, для которых f(x) = 0, f(x) < 0, f(x) > 0? Каковы промежутки возрастания и убывания функции? Укажите значения х, при которых функция имеет максимум или минимум. Обратима ли функция на R?
1. Для функции y = sin(x) укажите на отрезке [0; 2Π] промежутки, в которых эта функция: а) возрастает; б) убывает; в) положительна; г) отрицательна. 1. Для функции y = sin(x) укажите на отрезке [0; 2Π] промежутки, в которых эта функция: а) возрастает; б) убывает; в) положительна; г) отрицательна. 2. При каких значениях х на [0; 2Π) функция принимает наибольшее значение и чему оно равно: а) y = 3 + cos(x); б) y = 2 - sin(x)? 3. При каких значениях х на [0; 2Π) функция принимает наименьшее значение и чему оно равно: а) y = 3 + cos(x); б) y = 2 - sin(x)? 4. Существует ли такое значение х из интервала (0; Π), при котором функция y = tg(x) принимает своё наибольшее значение?
В – 1 [ В – 2 ]. В – 1 [ В – 2 ]. Какова область определения [значений] синуса? Какова область значений [определения] тангенса? Является ли функция y = cos(x) [y = tg(x)] нечетной? Каков наименьший положительный период функции y = tg(x) [y = sin(x)] ? Укажите нули функции y = sin(x) [y = tg(x)]. Укажите промежутки, на которых тангенс положителен [косинус отрицателен]. Выяснить возрастает или убывает функция y = cos(x) [y = sin(x)] на промежутке .
Постройте график функции: Постройте график функции:
Знать: понятие функции тангенса, схему исследования функции y = tg (x) (ее свойства); понятие функции котангенса, схему исследования функции y = ctg (x) (ее свойства). Знать: понятие функции тангенса, схему исследования функции y = tg (x) (ее свойства); понятие функции котангенса, схему исследования функции y = ctg (x) (ее свойства). Уметь: строить графики функций y = tg (x), y = ctg (x), находить по графику промежутки возрастания и убывания, промежутки знакопостоянства, наибольшие и наименьшие значения функции.
Знать: какие функции являются обратными тригонометрическими, иметь представление об их графиках, свойствах. Знать: какие функции являются обратными тригонометрическими, иметь представление об их графиках, свойствах. Уметь: решать задачи с использованием свойств обратных тригонометрических функций.
Алимов, Ш.А. Алгебра и начала анализа 10 – 11 классы. [Текст]: учебник, Ш.А. Алимов, Ю.М. Колягин, Ю.В. Сидоров. – М.: Просвещение, 2003. Алимов, Ш.А. Алгебра и начала анализа 10 – 11 классы. [Текст]: учебник, Ш.А. Алимов, Ю.М. Колягин, Ю.В. Сидоров. – М.: Просвещение, 2003. Вопросы преподавания алгебры и начала анализа в средней школе. [Текст]: / – М.: Просвещение, 1981. Гусев, В.А. Математика (справочные материалы). [Текст]: / В.А. Гусев, А.Г. Мордкович. – М.: Просвещение. Колмогоров, А.Н. Алгебра и начала анализа 10 – 11 классы. [Текст]: учебник, А.Н. Колмогоров, А.М. Абрамов, Ю.П. Дудницын. М.: Просвещение, 1990. Лукин, Р.Д. Устные упражнения по алгебре и началам анализа. [Текст]: / Р.Д. Лукин, Т.К. Лукина, М.С. Якунина. – М.: Просвещение, 1999. Алтынов, П.И. Алгебра и начала анализа 10 – 11 классы. Тесты. [Текст]: / П.И. Алтынов. – М.: Дрофа, 2003. Аверьянов, Д.И. Математика для школьников и поступающих в ВУЗы. [Текст]: / Д.И. Аверьянов, П.И. Алтынов, И.И. Баврин. – М.: Дрофа, 2000.