Если не мы, то кто же? Автор: учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ №1»Елисеева В.А.
Суд над Учителем (Проект рекламы профессии)
Встать, суд идёт! Обвиняется Учитель, связавшая свою судьбу с педагогикой, тем самым подвергшая жизнь серьёзным испытаниям.
Мысли вслух «представителя будущего поколения»: - О чём это взрослые говорят?Не обо мне ли? Надо прислушаться. Опять будут ругать…
Судья: - Прежде чем судить обвиняемую, психиатр должен поставить диагноз о её вменяемости.
Психиатр: -Внимание, обвиняемая! Я говорю Вам словосочетание, а Вы называете первое, что приходит Вам в голову:-Средство общения.- Дневник.- Орудие труда.- Мел.- Ни рыба ни мясо.- Сонный ученик.- Угроза здоровью.- Кнопка.- Любимое время года.- Каникулы. Здорова, но слишком зациклена на школе!
Судья: -Профессия «Учитель» - одна из самых сложных. Подсудимая выслушает все «за» и «против», чтобы окончательно решить, стоит ли подвергать свою жизнь непростым испытаниям. Не будет ли правильным отречься от этой профессии.
Прокурор: Испытание первое – материальный достаток. Большинство людей уверены, что прежде всего деньги помогают человеку ощущать себя успешным и счастливым. Учитель такой возможности не имеет. Это неудачная профессия!
Адвокат: - Богатым сладко естся, да плохо спится. Человек легко становится рабом денег. Эта зависимость самая тяжелая. Мудрый Омар Хайям советует:«Вместо злата и жемчуга с янтарёмМы другое богатство себе изберём.Сбрось наряды, прикрой своё тело старьём,Но и в жалких лохмотьях останься царём!»Сколько бы человек ни имел денег, ему всё равно будет мало. Деньги не главное!
Прокурор: - Испытание второе – хроническая усталость. Вечные перегрузки изнашивают нервную систему учителя и подрывают его здоровье.
Адвокат: - Безусловно, для всякого дела спасение мера. Однако ещё Демокрит подметил: «Не телесные силы и не деньги делают людей счастливыми, но правота и многосторонняя мудрость» У Учителя есть шанс стать счастливым!
Прокурор: - Третье испытание – самокопание. Оно свойственно почти всем учителям. Ведь сознание плодотворности труда – одно из самых лучших удовольствий! Научить разноликую массу мальчишек и девчонок очень трудно. Чувство неудовлетворённости постоянно преследует учителя.
Адвокат: - Дух сомнения – свойство добросовестного учителя. Очень часто именно самокопание совершенствует человека!
Прокурор: - Четвёртое испытание – забвение! Учителю, чтобы добиться желаемого результата, нужно с головой уйти в работу. Неминуемы жертвы. Радость труда требует, чтобы всё то, что хорошо сделано, было замечено и отмечено. Учитель вправе ожидать благодарности.
Адвокат: - Сначала труд, а почести потом придут!
Прокурор: - Свежо предание, да верится с трудом. В молодости мы богаты жизнью, но когда под старость пойдём долги собирать – никто не даёт. И тогда у человека созревает самая коварная мысль: не делай людям добра – не узнаешь от них и лиха. Не каждый может этому противостоять!
Адвокат: - Противостоять легко, если поймёшь: совесть – наш высший суд.
Прокурор: - Высший суд – это посерьёзнее всего остального! Итак, самое тяжёлое пятое испытание – моральная ответственность. Каждый нравственный поступок ученика наполняет учительское сердце благодатью, но каждый безнравственный будет изнурять и истощать учителя. Педагог – властитель дум. Он формирует души поколений. Это великая миссия! А кому много дано, с того много и взыщется. Это опасная профессия! От неё нужно отречься!
Судья: - Перед вынесением приговора слово предоставляется Учителю
Учитель: - Дорога учителя, конечно же, тернистая. Но разве сквозь тернии не к звёздам? Я благословляю эту дорогу за всё: за радость труда и тихий час прозрения; за высокие помыслы и жгучую жажду святынь;за горечь потерь и неизбежность разлук;за тоску мимолётности и угрызение совести;за пытливые глаза наших учеников и вечное детское «Почему?»;за милосердную способность детей прощать нас.За всё, что так и не свершилось, а мечталось…
Долой жалкое прозябание!
Даёшь полноту учительского бытия!
Ведь нам нужно неустанно пробуждать человеческое в наших детях!
Может, пробуждение начинается с изумления перед открытием неведомого и чудесного?
Или с души, распахнутой навстречу всем «впечатленьям бытия»?
А если с умения порадоваться за других?
Скорее всего, с душевной ранимости
Может, с желания согреть ближнего?
Конечно же, с красоты, не увиденной другими!
Да нет же, со способности к состраданию
На тернистом учительском пути мы учимся сами и учим наших детей в каждом жизненном проявлении искать божественный смысл.
Учитель:- От своей профессии не отрекаюсь! Если не я, то кто же?
Судья: - Жизнь – единственное мгновение, которое нам принадлежит! Нужно торопиться! Научите своих питомцев любить Землю, докажите им, что наслаждаться счастьем – величайшее благо, но давать его другим – ещё большее. И помните, что главное препятствие в познании истины не ложь, а подобие истины. Вот тогда свет пронзит потёмки!
Мысли вслух «подросшего поколения» - Что-то я не всё понял… Столько лишних слов! Я пришёл первый раз в 1 класс, а они всё болтают и болтают. Где же моя Учительница?!
Приговор: Подсудимая, смертельно раненная любовью к педагогике, приговорена к пожизненному заключению в школе гуманного режима. Приговор обжалованью не подлежит!
Умные, способные, дерзкие!Присоединяйтесь! Если не вы, то кто же?