МОУ «Ивнянская средняя общеобразовательная школа № 1»2010 год
Формирование системы оценивания адекватной требуемым результатам (самооценка, взаимооценка, виды оценивания учителем) Подготовила учитель начальных классов Панкова Светлана Леонидовна
Элементы модернизации опыт познавательной деятельности или знаний;опыт осуществления известных способов деятельности или умений действовать по образцу;опыт творческой деятельности или умений принимать нестандартные решения;социальный опыт или опыт ценностной ориентации.
Принципы оценивания: оценивание - существенная часть процесса обучения и эффективная школьная практика оценивание следует осуществлять путём использования разнообразных методов оценивание должно быть корректирующим процессом, содержащим информацию о качестве обучения оценивание должно вырабатывать у учащихся способность правильной самооценки и желание постоянно улучшать результаты учёбы оценивание основывается на стандартах, ориентированных на конечный результат обучения и на вступление в общественную жизнь
Требования, которым должна отвечать система оценивания: должна давать возможность определить насколько успешно усвоен тот или иной учебный материал, сформирован тот или иной навык; должна фиксировать как изменения общего уровня подготовленности каждого учащегося, так и динамику его успехов в различных формах познавательной деятельности;должна быть совершенно прозрачной в смысле способов выставления текущих и итоговых отметок, а так же целей, для достижения которых эти отметки ставятся; в систему оценивания должен быть заложен механизм, поощряющий и развивающий самооценивание учащимися своих достижений; система оценивания должна предусматривать и обеспечивать постоянный контакт между учителем, учеником, родителями, классным руководителем и администрацией школы;должна быть единой применительно к конкретному школьному классу;должна быть выстроена таким образом, чтобы как можно бережнее относиться к психике учащихся, избегать травмирующих ее ситуаций.
Критерии оценивания Значимость Адекватность Объективность Интегрированность Открытость Корректность Простота
Виды оценивания Традиционные: тест, экспресс – опрос, расширенный опрос, контрольные упражнения Интерактивные: наблюдения, задания моделирующие реальные жизненные ситуации, рейтинги, взаимоконтроль и самоконтроль
Формы системы оценивания Базовый курс(информационно-функциональная направленность)Профильный курс (теоретико- методологическая направленность)Спецкурс (продуктивно- профессиональная направленность)
Базовый курс(информационно-функциональная направленность) Текущие: контрольные, практические работы, семинары…Итоговые: экзамен по базовым стандартам, ЕГЭРефераты, творческая копилка5-бальная система оценивания
Профильный курс (теоретико-методологическая направленность) Портфель ученикаРейтинг работОбщественная экспертиза работЕдиный профильный экзамен по выбору
Спецкурс (продуктивно- профессиональная направленность) Представление докладов, исследовательских работ, проектовПрофессиональное рецензированиеКоллекционная система оценки достижений ученика
Компоненты системы оценивания Балльная система Цель: 1. Формировать уровень усвоения знаний, умений и навыков уч-ся в баллах.Содержание: 2.Оценка уровня усвоения знаний, умений и навыков.Способы: 3.Оценка учителя. Результат: 4.Соответствие или несоответствие знаний, умений и навыков ученика государственному образовательному стандарту. Безотметочная система1.Формировать умение адекватно оценивать себя, свое поведение, состояние и результаты своей работы.2.Оценка степени продвижения ученика в общем развитии, успешности в усвоении предметных и общеучебных знаний, умений и навыков, овладении способами учебной деятельности.3.Психолого – педагогическая диагностика, самооценка ученика –взаимооценка – оценка учителя.4.Умение оценивать собственную деятельность.
Безотметочное обучение в первом классе начальной школы «Чтобы делать что-то иначе, надо уметь и видеть иначе» (Пол Эллер)
Безотметочное обучение –это поиск нового подхода к оцениванию, который позволил бы преодолеть недостатки существующей «отметочной» системы оценивания.
Основные цели безотметочного обучения сделать оценку учащихся более содержательной, объективной и дифференцированной создание оптимальных педагогических условий по формированию основ учебной самостоятельности школьников.
Формы безотметочного оценивания «Хорошие слова» или комплименты Невербальные виды помощи Самооценка Взаимооценка Праздники-собрания Папка достижений
Система оценивания учащихся 2-4 классов СамооценкаВзаимооценкаВиды оценивания учителем
Качественное оценивание должно:· выявлять возможности каждого ученика, а не его просчёты· информировать участников процесса обучения о том, что и как необходимо преподавать· быть многосторонним и нацеленным на общественную и эмоциональную эволюцию школьника, а так же на его познавательную деятельность· способствовать сотрудничеству учителей и учащихся· выявлять значимость учёбы; свидетельствовать об успехах и об оптимизации учебного процесса;· быть легко понимаемым всеми учащимися
Критерии самооценки: хорошо понял тему, могу рассказать родителям; сомневаюсь, есть вопросы по данной теме; не понял тему.Самооценка ученика контролируется оценкой учителя, тестовыми требованиями, это позволяет формировать взаимооценку. В дальнейшем появляется умение оценивать свою деятельность на уроке.
Критерии взаимооценки Правильность изложения материала Логика изложения материала, чёткостьКультура изложения материала Дополнения других групп Поведение в группе, умение сотрудничать
Взаимоценка Оценивание работы в парах при изучении нового материалаОценивание работы в группах при изучении нового материалаОценивание работы в группах и парах при закреплении материала
Виды оценивания учителем • Тест-отвечающий должен выбрать правильный ответ из нескольких предложенных вариантов • Экспресс-опрос («летучка»)-краткие устные или письменные ответы, нарисуй диаграмму, составь схему • Расширенный опрос-устно или письменно полно ответить на поставленный вопрос, с пояснениями отдельных положений, с приведением аргументов, примеров.• Контрольное упражнение или творческое задание-выполнение задания в группе, написание доклада, сочинения, реферата, составление портфолио, проведение социального или учебного проекта.• Наблюдение-педагог выбирает для себя показатели, которые он отслеживает в течение занятия, а также учащихся, которых нужно оценить. • Игровые методы оценивания-проведение интеллектуальных соревнований и конкурсов, решение кроссвордов
Нормы оценок Классификация ошибок и недочетовУстные ответы Письменные ответы
Ребёнок, не познавший радости труда в учении, не переживший гордости от того, что трудности преодолены, глубоко несчастен… Интерес к учению появляется только тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха в овладении знаниями; без вдохновения учение превращается для детей в тягость» В.А. Сухомлинский