МОУ «Урмарская СОШ №1 имени Г.Е.Егорова Проект«Преодоление возможных конфликтных ситуаций между учителем и учеником» Работа Ларионовой Елены Ильиничны, учителя русского языка и литературы
Конфликт (от лат. conflictus - столкновение)«Это столкновения, серьезные разногласия, во время которых вас обуревают неприятные чувства или переживания. Конфликт отличается от огорчения тем, что в конфликтной ситуации всегда есть по крайней мере два пути, два варианта поведения; причем или один из них, или оба могут оказаться либо приемлемы, либо неприемлемы». Чарльз Ликсон
Классификация конфликтов между учителем и учеником:Конфликты деятельностиКонфликты поступковКонфликты отношений
Цели: Профилактика конфликтов в школьной среде;Поиск путей предотвращения и преодоления конфликтных ситуаций.Задачи: Познакомить педагогов с понятием конфликта. Изучить его влияние на микроклимат в школе. Выявление особенностей поведения конфликтной личности, существующих способов разрешения конфликтов.
Причины конфликтов между учителем и ученикамиНедостаточная ответственность учителя за педагогически правильное разрешение проблемных ситуаций : ведь школа – модель общества, где ученики усваивают нормы отношений между людьми.Участники конфликтов имеют разный социальный статус (учитель и ученик), чем и определяется их поведение в конфликте.Различие в жизненном опыте участников конфликта обусловливает и разную степень ответственности за ошибки при разрешении конфликтов.Различное понимание событий и их причин (конфликт «глазами учителя» и« глазами ученика» видится по-разному), поэтому учителю не всегда удается понять переживания ребенка, а ученику – справиться с эмоциями.
Рекомендации учителю по профилактике конфликтов:Помните, что конфликты гораздо легче предупредить, чем завершить. Чем острее и длительнее конфликт, тем труднее его закончитьНикогда не превращайте учеников в инструмент борьбы с администрацией школы, другими учителями, родителями школьников.Постоянно учитесь контролировать свои негативные эмоцииНе стремитесь радикально, быстро, «лобовыми» методами переделывать учеников.Оценивая результаты учебы и поведения школьника, всегда сначала обращайте внимание на то, что ему удалось сделать и чего достичь. Только после этого уместно и менее конфликтно сказать о недостатках ученика.. Никогда на своих уроках не давайте негативных оценок деятельности и личности других учителей, администрации, родителей.Помните, что хорошие взаимоотношения с окружающими представляют собой не только самостоятельную, но большую общественную ценность.
Факторы, влияющие на оценку педагога:внешний вид учителяумение общатьсяпренебрежение со стороны педагога к личности ученика
Рекомендации педагогам :1.Усилить взаимосвязь в работе педагога, психолога, социального педагога, по профилактике конфликтов на основе межличностных диагностик.2.Применять игровые методы для профилактики и разрешения конфликтов, тренинги, ролевые игры.3. Индивидуальные беседы с учащимися; “живые” наблюдения за ними;4. Индивидуальные и групповые беседы с родителями учащихся.5. Организовать и провести цикл обучающих семинаров практической направленности с целью повышения психолого-педагогической компетентности педагогов
.Знаете ли вы свои основные права?*да *нет *некоторые
. Кому в школе доверяете?*учителям;*одноклассникам;*директору;*никому
УЧИТЕЛЬ-УЧЕНИК
Педагогические правила корректных решений конфликтных ситуацийПравило 1. Не пытайтесь за каждым отрицательным поступком школьника видеть только отрицательные мотивы.Правило 2. Тщательно готовьтесь к уроку, не допускайте ни малейшей некомпетентности в преподавании своего предмета.Правило 3. Школьники склонны охотнее выполнять распоряжения учителей при опосредованном способе воздействия.Правило 4. Школьника можно изменить к лучшему с помощью специальных приемов оценки его личности.Правило 5. Совместная деятельность сближает людей и повышает их авторитет. Правило 6. Предусмотрительность и корректность поведения учителя снижают напряжение в общении.
“Конфликт между педагогом и ребенком, между учителем и родителями, педагогом и коллективом — большая беда школы. Чаще всего конфликт возникает тогда, когда учитель думает о ребенке несправедливо. Думайте о ребенке справедливо — и конфликтов не будет. Умение избежать конфликта — одна из составных частей педагогической мудрости учителя.» (В.А.Сухомлинский)
Педагогические подсказки:"Два возбужденных человека не в состоянии прийти к согласию" (Дейл Карнеги)."Задержите реакцию!""Переведи реакцию!". "Будь рационализатором!""Будь парадоксальным!"
Вывод:Каждому учителю необходимо всегда видеть в ученике развивающуюся личность, так как первостепенная задача школы — воспитать человека не просто как носителя определенной суммы знаний, но прежде всего — как гражданина общества, с присущими ему идейными установками, моралью и интересами, высокой культурой труда и поведения. Педагогу нужно осознать важность проблемы, помочь детям личным примером расти дружелюбными, умеющими разрешать конфликты, уважать себя и других, а значит, быть здоровыми, успешными в обучении, приносить радость школе, семье, обществу.