КОМАНДИР
Приказы, команды и угрозы – это способы, которыми Командир удерживает ребёнка под контролем. С его точки зрения, ребёнок должен уметь сдерживаться.
МОРАЛИСТ
Такие родители ведут себя как проповедники. То следует делать, а это не следует… Моралисты обеспокоены в основном тем, чтобы всё было прилично.
ВСЕЗНАЙКА
Родители, играющие эту роль, читают лекции и раздают советы, взывают к рассудку, стараясь показать, насколько они интеллектуально превосходят ребёнка.
СУДЬЯ
Эти родители убеждены в виновности ребёнка ещё «до суда». Их цель доказать, что они всегда правы, а дети всегда не правы.
КРИТИКАН
Как Судья, Моралист или всезнайка такой отец или мать хочет всегда быть первым. Его методы – это насмешка, обидные прозвища, сарказм и шутки, унижающие ребёнка.
ПСИХОЛОГ
С наилучшими намерениями психолог пытается всё анализировать, выяснить все детали, разложить всё «по полочкам».
УТЕШИТЕЛЬ
Такие родители стремятся избавить себя от переживаний за ребёнка и стараются воспринимать его проблемы легко. Бесхитростные уговоры, претензии на то, что ничего не произошло, настаивание на том, что, «что бы ни случилось, не стоит расстраиваться», - типичные способы их поведения.
ЭФФЕКТИВНОЕ ОБЩЕНИЕ
ПРАВИЛО1Слушая ребёнка, дайте ему понять и прочувствовать, что вы понимаете его состояние, чувства, связанные с тем событием, о котором он вам рассказывает. Для этого выслушайте ребёнка, а затем своими словами повторите то, что он вам рассказал. Вы убьёте сразу трёх зайцев:
ребёнок убедится, что вы его слышите;ребёнок сможет услышать самого себя как бы со стороны и лучше осознать свои чувства;ребёнок убедится, что вы его поняли правильно.
ПРАВИЛО2Слушая ребёнка, следите за его мимикой и жестами, анализируйте их. Иногда дети уверяют нас, что у них всё в порядке, но дрожащий подбородок или блестящие глаза говорят совсем о другом. Когда слова и мимика не совпадают, всегда отдавайте Предпочтение мимике, выражению лица, позе, жестам, тону голоса.
ПРАВИЛО 3Поддерживайте и подбадривайте ребёнка без слов. Улыбнитесь, обнимите, подмигните, потрепите по плечу, кивайте головой, смотрите в глаза, возьмите за руку.
ПРАВИЛО 4 . Следите за тем, каким тоном вы отвечаете на вопросы ребёнка. Ваш тон «говорит» не менее ясно, чем ваши слова. Он не должен быть насмешливым. У вас может не быть готовых ответов на все вопросы.
ПРАВИЛО 5 . Поощряя ребёнка, поддерживайте разговор, демонстрируйте вашу заинтересованность в том, что он вам рассказывает. Например, спросите: «А что было дальше?» или «Расскажи мне об этом».
Мира, взаимопонимания и доверия вам с детьми, уважаемые родители!