Ситуация социализации как дидактическая единица обучения и воспитания Кочнева М.М. руководитель проблемной группы МОУ «СОШ №12»
Учитель только тогда реализует весь образовательный потенциал школьного предмета, когда владеет умением превратить его цели, содержание и способы действий в ресурсы личностного развития и социализации каждого ученикаРезультат работы проблемной группы
Социализация «Принятие индивидом в процессе социального взаимодействия определенных норм и ценностей, взглядов и образа действий»;«процесс усвоения индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноценного члена общества»;«процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности» и т.д.
Результат для индивида – успешность, социальная конкурентноспособность.Стратегия модернизации образования:конкурентноспособность;компетентность;мобильность;способность нести ответственность.
Социализация – успешное овладение ключевыми компетенциями
«Учиться и, когда придет время, прикладывать усвоенное к делу - разве это не прекрасно! (Конфуций).«Мы все учились понемногу Чему-нибудь и как-нибудь» (Пушкин А.С.).«Образование – это то, что остается, когда все выученное забыто» (Б.Ф.Скиннер).«Ничему тому, что важно знать, научить нельзя, - все, что может сделать учитель, это указать дорожки» (Олдингтон Р.).
Сложности организации условий для реализации процесса социального развития личности – наличие противоположных тенденций: Типизации – быть как все Индивидуализации – быть самим собой
Создание условий для настоящей целостной социализации личности в школе является результатом сложного сочетания двух процессов: обеспечения условий для развития каждого ученика с учетом его индивидуальности (быть непохожим на других);собственно социального развития личности (быть похожим на других).
Для учителя «социализация», как атрибут современного учебного процесса, требует оценки социальности всех параметров его деятельности: содержания (что я преподаю?); формы (как я преподаю?); смысла (зачем я это преподаю?)
Социальность содержания как атрибут деятельности, нацеливает учителя на отбор или на акцентирование таких фактов в учебной работе, которые развивают ученика как члена общества, гражданина и патриота.
Социальность формы начинается там, где ученик ощущает себя субъектом, где у него есть какой-то выбор, где есть свобода творчества вкупе с ответственностью за свою часть общей работы. Этим требованиям отвечают такие формы совместной деятельности на уроке, как проектная, работа на единую цель, взаимообучение и т.д.
Социальность, как характеристика смысла деятельности учителя Осуществится этот критерий, прежде всего, в системе целей предметного обучения. Социализирующие учебные цели, поставленные «из жизни», из культуры, могут стать мощным мотивирующим фактором для ученика на изучение учебного предмета.
Оправданием для моей активной позиции по отношению к приоритету целей над формами и содержанием обучения может служить наблюдение за выполнением учениками такого простого задания: «Придумайте три предложения, где попарно соединялись бы три слова: наука, жизнь, школьный предмет». Каждый раз все учащиеся легко осмысливают пары: «наука – школьный предмет» и «наука – жизнь». Успешно соединить в одном предложении понятия «жизнь и школьный предмет» удается двум–трем учащимся.
Такое микроисследование, проведенное учителем на своих уроках, может помочь ему объективно оценить степень реализации социализирующего потенциала своего предмета для учащихся.
Спасибо за внимание Творческих Вам успехов, коллеги!