«Развитие орфографической зоркости у младших школьников.» ВЫПОЛНИЛА: учитель начальных классов МКОУ Тогучинского района « Тогучинская СОШ № 4» РЯБКОВА Е. Н. Ekaterina050466
Цели: Научить умению видеть орфограмму при письме. Развивать зрительное восприятие. Научить слуховой «зоркости». Развивать фонематический слух. Ekaterina050466
Задачи: Развитие оперативной памяти; Расширение словарного запаса; Развитие орфографической зоркости; Развитие речи, внимания, мышления; Ekaterina050466
Вечная проблема орфографической зоркости Ekaterina050466
Орфографическая зоркость это способность, умение быстро обнаруживать в тексте, в словах и их сочетаниях орфограммы, а также определять их типы. Ekaterina050466
Орфографическая зоркость формируется в процессе языкового анализа и синтеза, выделения звуков и букв, морфем при чтении, при письме диктантов, просто списывании. Ekaterina050466
Причины падения орфографической зоркости Снижение читательского интереса. Понижение уровня познавательного интереса учащихся низкая концентрация внимания; ограниченный словарный запас; низкая продуктивность мыслительной деятельности (анализ, синтез, абстрагирование, сравнение, сопоставление, классификация) особенности памяти - "медленное запоминание, быстрое забывание." Ekaterina050466
списывание Орфографические минутки Конструирование предложений Восстановление деформированных текстов Комментируемое письмо Упражнения, способствующие формированию орфографического навыка Диктанты - словарные - сплошные - выборочные-предупредительные - объяснительные - творческие - «Проверяю себя» Ekaterina050466
При комментировании, или орфографическом разборе, ученик должен прежде всего найти орфограмму, поэтому комментированное письмо развивает орфографическую зоркость учащихся. Комментированное письмо развивает мышление, память, внимание, речь учащихся; они приучаются говорить четко, лаконично, обоснованно; у детей формируется хорошая дикция. Ekaterina050466
Алгоритм правильного и самостоятельного списывания текста Прочитай предложение. Назови в предложении все орфограммы. Повтори еще раз предложение, орфографически проговаривая все звуки. Внимательно прочитай предложение. Закрой текст. Начинай писать, диктуя себе по слогам и подчеркивая орфограммы. Сверь написанное с текстом. Особое внимание обрати на орфограммы. Ekaterina050466
написание орфограммы по аналогии с внешним видом предмета, составление ребусов Словарная работа Ekaterina050466
Правила в стихотворной форме Мягкий знак и твердый знак Было “сели”, Стало “съели”, Догадаться вы сумели, Почему случилось так? Кто виновник? – Твердый знак. Твердый знак нам нужен тоже Без него писать не сможем: Съезд, съедобный, объявление, И подъезд, и объяснение. Ekaterina050466
ИГРЫ «Кто больше напишет слов» например: Верный – преданный, постоянный, неизменный, надежный, проверенный, испытанный; Милосердие – сострадательность, сердобольность, отзывчивость, участливость, сердечность, душевность, доброта, добродушие, добросердечность. Ekaterina050466
Диктант – игра «Запоминай-ка» Чуткий – нечуткий Внимательный – невнимательный. Игра «Букву заменишь – смысл слова изменишь» обЕжать - обИжать примЕрять – примИрять полАскать – полОскать посЕдел- посИдел Ekaterina050466
Игра « Как назвать одним словом?» Расшифруйте слова. а)замените одним словом: 2,6,18,7,9,1 (береза) 12,13,7,15 ( клен) 16,19,10,15,1 (осина) 33,19,6,15,30 ( ясень) б) расшифруйте слова: 18,16,9,1 (роза) 1,19,20,18,1 (астра) 20,32,13,30,17,1,15 (тюльпан) 4,13,15,10,16,13,21,19 (гладиолус) цветы Ekaterina050466
Список литературы Лайло В.В. Развитие памяти и повышение грамотности. – М.: Дрофа. 2000. Минскин Е.М. «От игры к знаниям». М.: 1987. Соловейчик М.С. Русский язык в начальных классах. М., 1994. Бакулина Г.А.интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка.. –2001. Волина В.В. Учимся играя. М.: Новая школа, 1994. Тарабарина Т.И. И учеба, и игра: русский язык. – Ярославль, “Академия развития”. Ekaterina050466
Спасибо за внимание Ekaterina050466