Проектно-исследовательский метод — основной метод обучения Учитель МХК и ИЗО ОУ «Магдагачинская МСОШ №3» Лоцманова В.А.
Проектно-исследовательский метод — основной метод обучения Учить думать, работать самостоятельно, опираться на детский интерес - кредо гуманной педагогики. Представлю свои находки в проектно-исследовательской работе в рамках уроков МХК, ИЗО проводящихся в форме творческих мастерских.
Урок 1 Смотрим фильм без объяснений и комментариев. Фильм - это путешествие в другую эпоху. Затем рассказ, а не объяснение с «опорными конспектами». Несколько удивительных историй, которые трогают душу, заставляют переживать.
Учебный фильм обращается не столько к рассудку, а сколько к сердцу ребенка. Ученик пишет или рисует план фильма. Каждый фильм - это творческий образ. Нарисованный план останется в памяти на долгие годы. Хороших фильмов очень много, можно написать учителю двадцатиминутный фрагмент к каждой теме. Альтернатива фильму – слайды презентации. Экскурсия лучше фильма.
Никаких комментариев и определений во время просмотра.Фильм создает сильные образы, доводит учеников до эмоционального накала, шока от столкновения с другой реальностью, с сознанием человека другой эпохи. Результат: детские вопросы - первый шаг к познанию. Учащиеся после просмотра фильма задают поверхностные вопросы: «А как обжигали...», «Сколько килограмм весил костюм или золота пошло на...», а за тем – проблемные.
Урок 2 На втором уроке идет поиск ответов на свои вопросы. Класс делится на четыре группы. Группа выбирает тему своей работы, литературу, компьютерные программы, адреса ссылок в Интернете. Начинается работа в группах: - каждый читает свое, - потом разговоры вполголоса.
Сильным ученикам даю книгу посложнее, кто «плохо читает» - книжку, где больше картинок... Для неуверенного ученика разговоры вполголоса средство «заговорить». Все готовы. Выбирается один ученик от группы рассказать о том, что прочитали, всему классу. Говорить нужно так, чтобы все слушали и было интересно. Это не ответ у доски, а рассказ о том, что другие еще не знают. После каждого сообщения задаются вопросы.
Урок 3 Путешествие продолжается... 1. Раздаю классу небольшой текст исторического документа. Энциклопедия, ресурсы Интернета - это движение вширь, документ - движение вглубь. Текст исторического документа отражает «дух эпохи», сохранивший голос человека другой культуры. 2. Обсуждение прочитанного превращается в диалог с человеком другого поколения. Ученики задают вопросы, сами пытаются ответить на них от лица человека другой эпохи, посмотреть на мир его глазами, понять его.
Урок 4Путешествие закончилось.Проверим, что познал ученик без объяснения нового материала, без зубрежки параграфа, без монологов у доски...Ученик должен написать план сообщения, сценарий фильма, составить кроссворд...Но главное то, что ученик научился работать в команде, строить свою индивидуальную образовательную траекторию…
Путешествие длится пять уроков.1 урок - Зачет по прошлой теме. Фильм, план фильма, рассказ учителя, вопросы учащихся.2 урок - Поиск ответов на свои вопросы: работа с книгами, компьютерными программами, ресурсами Интернета. Осуждение в группах. Рассказ ученика. Вопросы учащихся.3 урок – Работа с историческим документом. Диалог. Вопросы.4-5 уроки – Творческая работа. Презентация работ. Обсуждение.
Варианты уроков – путешествия Маленькие темы - на два урока (без работы в группах).Большие путешествия - на 8 уроков (если позволяет программа). Ученики выпускают газету, совместно рисуют, клеят большое полотно (коллективно - творческая работа), пишут презентации…
Трудности для учителя. Подготовить фрагмент фильма, слайд-шоу, презентацию, исторический источник...2. Организация: работа в группах, разговор вполголоса, доклады представителей групп...3. Дисциплина: ученики, привыкшие к нормальному уроку, поняв, что здесь что-то не так, могут «выйти из-под контроля». Но строгость в организации не противоречит творческой свободе.
Зачем все эти сложности?Не лучше ли традиционный урок: объяснил, задал задание, проверил. Дети спокойны, результаты хорошие. Одно «но»...Главный момент нормального урока - вызов к доске. «К доске пойдет...» - каждый помнит эти слова и паузу после.... Вся школа держится на этой паузе...
Вы перестали вызывать к доске? Жалко терять время? И исчез страх, дети перестали слушаться?.. Что ж делать?Держите паузу или научитесь работать иначе.