Приемы интенсификации обучения Панова Н.В., доцент СПб АППО Семинар ГОУ СОШ № 322 24.12.2010
Изменения в школе: от цели школьного обучения-усвоения знаний, умений, навыков к цели-формированию умения учиться как компетенции, обеспечивающей овладение новыми компетенциями; от «изолированного» изучения учащимися системы научных понятий, составляющих содержание учебного предмета, к включению содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач; от стихийности учебной деятельности ученика к её целенаправленной организации и планомерному формированию, созданию индивидуальных образовательных траекторий; от индивидуальной формы усвоения знаний к признанию решающей роли учебного сотрудничества в достижении целей обученияКонцепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования
Требует ли ЖИЗНЬ новой работы с содержанием образования? Количество информации в мире каждые 10 лет удваивается Требуется умение отбирать главное в море информации ЭТОМУ ПРОТИВОРЕЧИТ ТРАДИЦИОННОЕ МАССОВОЕ ВОСПРИЯТИЕ: все, что есть в учебнике, надо учить от корки до корки, выполнять все задания
Современные образовательные результаты трактуются как изменения в личностных ресурсах (мотивационных, операциональных, когнитивных), которые могут быть использованы при решении значимых для личности и общества проблем; представляют собой многокомпонентную систему, в которой образовательную ценность представляет не только система знаний ученика, но и освоение способов их получения, способность выявлять потребность в новых знаниях, умение быстро и эффективно, самостоятельно или во взаимодействии с другими учащимися восполнять имеющиеся пробелы
В жизни нам постоянно приходится решать проблемы! А учит ли этому школа? Решение проблем в жизни1. Жизнь ставит нас в ситуацию затруднения. Мы формулируем цель: «Чего мы хотим добиться?»2.Мы обдумываем варианты решения, определяем, хватит ли знаний и умений. 3. Мы пытаемся решить проблему (при необходимости добывая новые знания)4.Получив результат, мы сравниваем его с целью. Делаем вывод – добились своего или нет. Структура традиционного урока1. Учитель проверяет д/з учеников2. Учитель объявляет новую тему3. Учитель объясняет новую тему4. Учитель организует закрепление знаний учениками
Требования к результатам освоения основных образовательных программ - системообразующий компонент ФГОС ориентир для оценки состояния системы общего образования критериальная база для итоговой аттестации обучающихся; основа для нормирования условий и создания ресурсов основа аккредитации ОУ основа для аттестации учителей и руководителей ОУ
ФГОС: изменение требований к ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ РЕЗУЛЬТАТУ Портрет выпускника – гражданина России: Патриот. Уважающий ценности иных культур. Креативный, мотивированный. Уважающий других людей, готовый сотрудничать. Способный принимать самостоятельные решенияПредметные результаты знания умения,опыт творческой деятельности и др.Метапредметные результаты способы деятельности,применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуацияхЛичностные результаты система ценностных ориентаций, интересы, мотивации, толерант-ность
КАК ПОЛУЧИТЬ НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ? Традиционный взгляд: Основная задача школы - дать хорошие прочные ЗНАНИЯКакой требовался результат?«Хорошее прошлое положительно опасно, если делает нас удовлетворенными настоящим и, следовательно, не готовыми к будущему» Чарльз В. Элиот ФГОС«Смена образовательной парадигмы (цели). Вместо передачи суммы знаний - РАЗВИТИЕ личности учащегося на основе освоения способов деятельности»В чем принципиально изменились требования к результату?
Готова ли школа к новому результату или продолжаем «давать знания»?
ИНТЕНСИФИКАЦИЯ ОБУЧЕНИЯСокращение срока обучения при неизменяемом содержании обученияПовышение качества обучения при сохранении содержания и сроков обученияРЕАЛЬНО?!!!
Что мешает учителю работать на новый результат?Разностильные учебникиМетодики обученияПриемы воспитания
Образовательная среда:учебное и игровое пространстваНазначение:для подвижных занятий и для спокойной работы,для общения и для уединения,для «пробы сил» и для демонстрации достижений,для поиска информации Учебноепространство:место учителя,свободно оформляемое местодля работы учащихся,«центральное» место для выступлений,«центральная» доска,рабочие доски,уголок книг и других информационныхисточников,аудио- и видеоцентр, центр «письма»стол с раздаточными материаламивыставки, стенды и т.п.