Приемы формирования ключевых компетентностей на уроках истории и обществознания Привалова Елена Валентиновна, учитель истории и обществознания Якшангской средней общеобразовательной школы Поназыревского района
Изменение системы образования 19-20 век:Учитель – учебник – ученик Конец 20 века – начало 21 века:Ученик – Предметно-информационная среда – учитель
Исходя из целей модернизации образования перед учителем ставится цель: готовить выпускника, способного самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни.
Дидактические принципыПринцип адаптивностиПринцип развитияПринцип психологической комфортностиПринцип целостности содержания образованияПринцип ориентировочной функции знанийПринцип обучения деятельностиПринцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуацииПринцип формирования потребности в творчестве и умения творчества
Ключевые компетентности - этоУсвоение способов приобретения знаний из различных источников.Умение анализировать ситуацию, навыки самоорганизации.Выполнение ролей гражданина, избирателя, потребителя.Выбор путей и способов использования свободного времени, культурно и духовно обогащающих личность.
Ученик должен научиться:Самостоятельно приобретать необходимые знания, умело применять их на практике.Критически мыслить, уметь увидеть возникающие в реальной жизни проблемы и искать пути их решения.Грамотно работать с информацией.Быть коммуникабельным, контактным, уметь работать сообща, выходить из конфликтных ситуаций.Самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта.
Формирование культуры умственного труда с помощью алгоритмов учебных действий Алгоритмы способствуют :Овладению обобщенными знаниями о видах учебной деятельности;Совершенствованию видов творческих письменных работ и общеучебных интеллектуальных уменийРазвитию основных процессов мыслительной деятельностиУсвоению переноса интеллектуальных умений из одной ситуации в другую.
Интегральный алгоритм чтения1.Наименование источника (Н)2.Автор (А)3.Выходные данные (В) 4.Основное содержание (О)5.Фактографические данные (Ф) 6.Новизна материала, критика (К) 7.Возможности использования на практике (П)
Дифференциальный алгоритм чтения1 этапВыделение ключевых слов в отрезках текста2 этапСоставление из них смысловыхпредложений 3 этапВыделение основного смысла содержания отрезка текста
Приемы работы с большими объемами информации по технологии критического мышления Кластер («гроздь»)«ИНСЕРТ»:—Интерактивная размечающая система для эффективного чтения и размышления Таблица «тонких» и «толстых» вопросов
Приемы работы с большими объемами информации по технологии критического мышления «концептуальная таблица»Таблица « Кто? Что? Когда? Где? Почему?»Художественная форма рефлексии – синквейн.Стратегия РАФТ :Р(оль) — А(удитория) — Ф(орма) — Т(ема).
Источники знаний
Динамика качества знаний, учебных умений и навыков учащихся за 2004-2006 годы.
Динамика уровня обученности учащихся Якшангской средней школыпо истории (развитие класса за три года)
Динамика уровня обученности учащихся Якшангской средней школыпо обществознанию (развитие класса за три года)
Хороших методов существует ровно столько, сколько существует хороших учителей