История становления детской практической психологии и педологии в России
Этапы развития детской психологии и педологии в России (Т.Д. Марцинковская) И.М. Сеченов К.Д. Ушинский 1 этап 1900-1907 г.г. Зарождается детская психология и педология; Появляются первые теории психи- ческого развития детей; Организуются курсы по практичес- кой психологии; Издаются монографические издания. Г.И. Россолимо
2 этап 1908-1917 г.г. Определяются методологические принципы построения детской психологии и педологии в России; Педология – наука, ставившая своей целью объединение подходов различных наук (медицины, биологии, психологии, педагогики) к развитию ребенка Появляются первые психологические центры, где ведется как теоретическая, так и экспериментальная (диагностическая) деятельность. В.М. Бехтерев, А.Ф. Лазурский, М.М. Рубинштейн, Г.И. Челпанов, П.Ф. Каптерев, И.А. Сикорский, А.Н. Бернштейн, Н.Н.Ланге и др.
3 этап 1918-1924 г.г. Ревизия старой эмпирической, дооктябрьской науки; Обновление и обогащение методов обучения и воспитания детей; Увеличивается многообразие школ и детских садов.
4 этап 1925-1928 г.г. Консолидация разных групп и течений в детской психологии и педологии на основе единой научно-теоретической платформы и концепции развития психики; Развитие педологии как науки, направленной на комплексное изучение и развитие личности ребенка. Блонский П.П., Басов М.Я.,Залкинд А.Б. К.Н. Корнилов, Л.С. Выготский и др.
П.П. Блонский Павел Петрович Блонский (1884 - 1941) - российский педагог, психолог и философ. По окончании Московского университета (1907) преподавал педагогику и психологию в средних учебных заведениях Москвы. С 1913 г. приват-доцент, с 1919 г. - профессор Московского университета. Один из организаторов и руководителей Академии социального воспитания (впоследствии Академия коммунистического воспитания им. Н.К.Крупской). С 1919 Блонский руководит Московской академией народного образования. В 1930–1941 работает в Институте психологии, много усилий тратит на разработку теории педологии (им, в частности, была разработана генетическая теория памяти). Эти научные изыскания Блонского были прерваны после запрета педологии в 1930-е годы. П.П.Блонский - автор свыше 200 трудов по различным вопросам философии, педагогики и психологии.
М.Я.Басов Большое внимание Басов уделял популяризации и введению в педагогическую практику метода наблюдения, разрабатывая схемы наблюдений, а также методику анализа полученного при наблюдении и естественном эксперименте эмпирических данных. Доказывая, что научная психология должна опираться на объективное, внешнее наблюдение, Басов писал, что это единственный метод, "который может быть применен ко всем формам развития психических функций." БАСОВ Михаил Яковлевич (1892—1931) — российский психолог, специалист в области общей психологии и методов психологического исследования. Автор концепции функциональной периодизации деятельности. Ученик А.Ф. Лазурского, под руководством которого начинал свою научную деятельность в психологической лаборатории института Бехтерева (Петроград). После смерти своего учителя Басов возглавляет лабораторию (1920), которая входила в состав Института по изучению мозга и психической деятельности, организованного В.М. Бехтеревым на основе Психоневрологического института. Его главным исследовательским интересом становится проблема закономерностей и движущих сил психического развития, тесно связанная в его концепции с вопросом о предмете психологии.
А.Б. Залкинд ЗАЛКИНД Арон Борисович (1886—1936) — российский врач, психолог, один из лидеров отечественной педологии. Окончил медицинский ф-т МГУ (1911). В 1910 г. изучал возможности использования идей З. Фрейда для понимания и лечения психоневрозов. Исследовал проблемы сексуальности и сомнабулизма. С 1917 по 1920 г. был директором Петроградского психотерапевтического института. Увлекался индивидуальной психологией А. Адлера и разрабатывал "психоневрологический взгляд" на общество. Одновременно разрабатывал социогенетическое направление в детской психологии. В 1928 г. он председатель Межведомственной плановой педологической комиссии при Наркомпроссе и гл. ред. журнала "Педология". В 1930 г. — директор Института психологии, педологии и психотехники. Однако уже в 1931 г. снят с должности ред. журнала "Педология", а в 1932 г. — с поста директора Института. Обвинен в "меньшевиствующе-идеалистическом эклектизме". Являясь одним из лидеров отечественной детской психологии, пережил вместе с ней все ее взлеты и падения, в том числе постановление 1936 года ЦК ВКП(б) "О педологии", объявлявшем о директивном закрытии педологии, которая была объявлена "лженаукой".
5 этап 1929 – 1931 г.г. Появляются теории, раскрывающие закономерности и механизмы развития психики; Вводится единообразие и авторитарность в школьную жизнь; Появляется разрыв между теорией и практикой. М.Я. Басов, Л.С. Выготский и др.
Л . С. Выготский ВЫГОТСКИЙ ЛЕВ СЕМЕНОВИЧ (1896-1934), выдающийся отечественный психолог. Автор культурно-исторической теории поведения и развития психики человека. Профессор (1928). Окончил юридический факультет Первого московского университета и одновременно историко-филологический факультет Народного ун-та А.Л. Шанявского (1913—1917). В 1924 г. В. переезжает в Москву, становится сотрудником Института психологии МГУ. С 1928 по 1932 В. работает в Академии коммунистического воспитания им. Н.К. Крупской, где создал психологическую лабораторию. В последние 2—3 года жизни он занялся формулировкой теории детского развития, создав теорию "зоны ближайшего развития". Являлся бескомпромиссным сторонником естественнонаучной психологии, ориентированной на учение И.М. Сеченова и И.П. Павлова, которое он считал фундаментом для выстраивания новой системы представлений о детерминации человеческого поведения
Разработал учение о развитии психических функций в процессе опосредованного освоения индивидом ценностей культуры. В этой работе была представлена схема формирования человеческой психики в процессе использования знаков, как средств регуляции психической деятельности — сперва во внешнем взаимодействии индивида с другими людьми, а затем перехода этого процесса извне вовнутрь, в результате чего субъект обретает способность управлять собственным поведением (этот процесс был назван интериоризацией). Психические функции, данные природой ("натуральные"), преобразуются в функции высшего уровня развития ("культурные"). Зарождаясь в прямых социальных контактах ребенка со взрослыми, высшие функции затем "вращиваются" в его сознание.("История развития высших психических функций", 1931). На основе этой идеи В. было создано новое направление в детской психологии, включающее положение о "зоне ближайшего развития", оказавшее большое влияние на современные отечественные и зарубежные экспериментальные исследования развития поведения ребенка.
Принцип развития сочетался в концепции В. с принципом системности. Он разработал понятие о "психологических системах", под которыми понимались целостные образования в виде различных форм межфункциональных связей (например, связей между мышлением и памятью, мышлением и речью). Предложил адекватную принципу развития гипотезу о локализации психических функций как структурных единиц деятельности головного мозга. Среди выдвинутых им в этом плане идей особую популярность приобрело положение о "зоне ближайшего развития", согласно которому только то обучение является эффективным, которое "забегает вперед развития", как бы "тянет" его за собой, выявляя возможности ребенка решить при участии педагога те задачи, с которыми он самостоятельно справиться не может. Важное значение в развитии ребенка В. придавал кризисам, которые ребенок испытывает при переходе от одной возрастной ступени к другой. Умственное развитие трактовалось В. как нераздельно сопряженное с мотивационным (по его терминологии аффективным), поэтому в своих исследованиях он утверждал принцип единства "аффекта и интеллекта",
6 этап 1932-1936 г.г. Обусловлен: формированием тоталитарного государства и идеологизации науки; ликвидацией в школьной и общественной практике интереса к личности ребенка, к творческому началу. Усиливаются нападки на педологию, она обвиняется в игнорировании требований школы. Директивное закрытие педологии как науки (Постановление ЦК ВКП(б) 1936 г. «О педологических извращениях в системе наркомпросов»).
7 этап 40-60 г.г. XX века Изучение психологических проблем возрастного и индивидуального развития и обучения детей Практико-ориентированные исследования: Учебная мотивация у детей (Л.И. Божович, Н.Г. Морозова, Л.С. Славина); Психология воспитания школьников (Л.И. Божович, Т.И. Конникова); Познавательные возможности младших школьников (Д.Б.Эльконин, В.В. Давыдов); Проблемы способностей (В.А. Крутецкий); Детская одаренность (Н.С. Лейтес); Возрастные и индивидуальные различия памяти (А.А. Смирнов); Психологические основы учения и школьной неуспеваемости (Н.А. Менчинская, Л.С. Славина) и т.д.
8 этап 80-е г.г. XX века Проведение комплексных психолого-педагогических исследований и экспериментов (Академия педагогических наук СССР – ныне Российская академия образования); 1981-1988 г.г. – эксперимент по введению в школах Москвы должности практического психолога; 1988 г. – Постановление Государственного комитета СССР по образованию о введении ставки школьного психолога во все учебно-воспитательные учреждения страны; 1990 г. – разработано Положение о психологической службе народного образования Расширяется сеть психологической службы: она включает в себя детские сады, школы, колледжи, а позже и вузы.
9 этап 90-е годы XX века В июне 1994 г. в Москве прошел I съезд практических психологов образования (утверждение нормативной базы психол. службы); В марте 1995 г. в Москве состоялась Коллегия Министерства образования РФ «О состоянии и перспективах развития службы практической психологии образования в РФ»; В октябре 1995 г. в Перми прошел II съезд практических психологов образования.
III Всероссийский съезд практических психологов образования (май 2003 г., Москва) Принята программа по развитию психологической службы практической психологии в системе образования России до 2010 г; Разрабатывается проект этического кодекса педагога-психолога образования; Учреждение Общероссийской общественной организации «Федерация психологов образования России»; IV Всероссийский съезд психологов образования России (декабрь 2008 г.)
Первый Всероссийский съезд психологов силовых структур 24 сентября 2013 года, г. Екатеринбург