Использование ИКТ в учебно-воспитательном процессе в начальной школе (из опыта работы) Выступление учителя начальных классов Филиповой Е.А.
В соответствии с требованиями новых образовательных стандартов учитель начальных классов должен выстраивать учебный процесс, используя все возможности информационной образовательной среды, в том числе и возможности средств ИКТ, и соответственно уметь: ► управлять учебным процессом; ► создавать и редактировать электронные таблицы, тексты и презентации; ► создавать и редактировать интерактивные учебные материалы, образовательные ресурсы, творческие работы; ► размещать, систематизировать и хранить материалы учебного процесса; ► проводить мониторинг; ► использовать различные виды и формы контроля; ► осуществлять взаимодействие между участниками учебного процесса.
Для чего нужно учителю информационное пространство? средство связи с родителями средство связи с учащимися информационная поддержка учебного процесса публикация детских творческих работ внеклассная работа по предметам организация воспитательной работы
Использование учителями начальных классов ИКТ - Электронная обработка документов; - Использование готовых и собственных мультимедийных продуктов; - Использование ресурсов Интернета для подготовки к урокам или для самообразования; - Использование электронной почты для общения с коллегами; - Использование КТ во внеурочное время; - Использование КТ в работе с родителями, на педсоветах, заседаниях МО; - Профессиональные форумы, работа в сетевых профессиональных ассоциациях; - Использование Интернета для участия в дистанционных конкурсах, олимпиадах, конференциях разного уровня; - Дистанционное образование (курсы повышения квалификации)
Моё рабочее место позволяет мне применять ИКТ в учебном процессе ноутбук проектор экран интерактивная приставка
Первым направлением использования ИКТ стал переход на оформление основной документации в электронном формате. Учебно-воспитательный процесс, как известно, начинается с планирования. План работы кабинета, календарно-тематическое планирование уроков, план самообразования или просто разработку мероприятия удобно составлять на компьютере: в записи можно всегда внести поправки и дополнения. Информацию, записанную в память компьютера или сохраненную на съемном носителе можно быстро найти, так как материалы упорядочены по специальным папкам: «Рабочие программы», «Классные часы», «Внеурочная деятельность», «Проекты», «Наше творчество», «Материалы для проведения уроков», «Мониторинг» и пр.
Тематическое планирование
Оформление документации
Работа в пилотном классе помогла освоить составление графиков, диаграмм, таблиц в Excel.
Оформление результатов мониторинга
Для улучшения качества образования и результатив-ности обучения использую электронные образова-тельные ресурсы - это второе направление использования ИКТ в образовательном процессе. CD УМК «Школа России»
Следующее направление использования ИКТ учитывает преобладание визуального восприятия над слуховым у большинства учащихся начальных классов. В своей практике использую специально созданные для конкретных уроков или мероприятий мультимедийные презентации, содержащие краткий текст, схемы, рисунки, анимации, видео- фрагменты, демонстрацию последовательности действий.
Презентации позволяют учителю: наглядно представлять материал; интенсифицировать процесс объяснения нового материала; регулировать объем и скорость выводимой информации посредством анимации; скомпоновать учебный материал исходя из особенностей конкретного класса, темы, предмета.
Внеклассное мероприятие
Презентации позволяют учителю подготовить своё выступление на МО, педсовете
Мои презентации в Power Point
В последнее время современное обучение немыслимо без применения ресурсов Интернета. Электронная почта, поисковые системы, дистанционные конференции, олимпиады и викторины становятся составной частью современного образования Полезные сайты http://pedsovet.su/ http://www.proshkolu.ru/ http://educat.msk.ru/ http://metodsovet.su/ http://www.uchportal.ru/ http://www.uroki.net/
Формы использования ИКТ на уроках Электронный учебник Обучающие программы Презентации Инновационный учебно-методический комплекс Тесты, диагностические и контрольные работы Учебные проекты Тренажёры Интернет Видеофильмы
На каких этапах уроках целесообразно использование ИКТ Обобщение пройденного материала Повторение пройденного материала Закрепление нового материала Объяснение нового материала Диагностика усвоения пройденного Открытия нового знания или инструктирования класса Рефлексия
Формы ИКТ активности детей на уроках индивидуальное или групповое выступление: презентация с помощью ИКТ; проектная работа: поиск, обработка готовых и создание собственных информационных объектов с помощью инструментов и средств ИКТ; исследование процессов с использованием инструментов и средств ИКТ; практикумы с интерактивными заданиями индивидуальное компьютерное тестирование;
Проектная деятельность с использованием ИКТ
Презентации учеников в Power Point
Блонье Презентации учеников в Power Point
Урок с применением интерактивного комплекса
Урок с применением интерактивного комплекса
Использование ИКТ учащимися
Преимущества ИКТ Опыт работы показал, что использование ИКТ на уроках в начальной школе: активизирует познавательную деятельность учащихся; повышает мотивацию учащихся к изучаемым предметам; экономит время на объяснение материала; полностью реализует принцип наглядности обучения младших школьников; позволяет выйти за рамки школьных учебников, дополнить и углубить их содержание; повышает качество усвоения материала; расширяет возможность самостоятельной деятельности; формирует навыки исследовательской деятельности; обеспечивает доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим ресурсам; позволяет дифференцировать и индивидуализировать работу учащихся; создаёт комфортность на уроках. .