Содержание логопедической работы по формированию самоконтроля у дошкольников Учитель – логопед Дудакова Людмила Геннадьевна
Контроль (самоконтроль) - это свернутое, автоматизированное действие, направленное на управление психическими процессами и связанное с выполнением определенных задач (П.Я. Гальперин).
Создание педагогических условий:- применение дидактических принципов общей и специальной педагогики: доступности, планомерности, систематичности, последовательности усложнения учебного материала;- использование индивидуального контроля;- разработка и применение методических пособий, учитывающих методы и приемы обучения "алгоритму контроля";- последовательность операций, входящих в алгоритм формирования контроля;- привлечение максимального количества анализаторов в начале обучения действию контроля, опираясь на реальные предметы или изображения;- постепенное усложнение действия контроля по мере овладения учащимися данным умением; - использование разнообразного дидактического материала, содержащего интересные задания;- целенаправленное воспитание потребности в осуществлении контроля и самоконтроля;- постепенный переход к свернутому, автоматизированному действию перерастающему в умение, а затем в навык;- изменение применяемого наглядного дидактического материала в следующей последовательности: предмет, рисунок, схема, вербальный символ. Целью является правильное выполнение задания и его адекватная оценка ребенком.
Поэтапное формирование самоконтроля:
На этапе ориентировки в задании решаются следующие задачи:
На этапе выполнения задания педагог учит ребенка:
На этапе оценки полученного результата с точки зрения предъявленного задания используется следующая последовательность действий:
Подготовительный этапЦель: формирование операций слухового, кинестетического и кинетического контроля и самоконтроля.
Работа над дыханием и голосомиспользование символов гласных звуков
Постановка звукаЗадачи:
Этап - постановка звукаПорядок, единицы контроля при формировании артикуляционно-акустического образа звука «Ж»
Этап - автоматизация звука место звука в слове мягкость и твердость согласного (начало, середина, конец)
Этап - автоматизация звукаВыделение количества звуков (слогов) в слове(размещение предметов в нужные вагончики)
Этап - автоматизация звукаСхема цепного текстаОднажды Ч поехала к чукчамЧукчи живут в чуме.В чуме горит очаг.На очаге подогрели чай.Чаем напоили Ч
Этап - автоматизация звукаТема: Дикие животные. Предлоги «К», «ОКОЛО», «ЗА»(составление предложений по схеме)
Запиши
Посидим в тишине Е.Благинина Загадки запоминалки:Отгадай, какие строчки зашифрованы в рисунках (если сшить эти лоскутки попорядку, получится стихотворное полотно).Пусть взрослый читает стихотворение и останавливается на любом слове. Ты должен вспомнить и закончить.
Использование мнемотаблиц в связной речи Зимовье зверей
Спасибо за внимание Желаю успехов!