МОУ «ООШ №22» ст.Новотроицкой Стрелкова Наталья Ивановнаучитель начальных классов
Тема: «Активизация познавательной деятельности, как условие для формирования разносторонне развитой личности».
Цель: «Воспитание активности личности, т.е. формирование способности к саморегуляции (ученик приобретает самостоятельность в добывании новых знаний, осуществляя внутренний контроль над выученным)».
Эффективность развития активизации познавательной деятельности обеспечивается следующими условиями: использование ведущих форм, методов и средств обучения;совместная деятельность участников педагогического процесса направлена на осуществление системного развития познавательной деятельности;учет их индивидуальных особенностей, создание атмосферы, благоприятствующей их всестороннему развитию детей;обеспечение полного осознания детьми приемов учебной работы; включение новых знаний в практическую деятельность учащихся, как необходимое условие их успешного усвоения;сочетание игровой формы с учебным содержанием заданий, применяемых в обучении.
Общее представление о познавательных процессах «Целью обучения является не только овладение учащимися знаниями, умениями и навыками, но и формирование ведущих качеств личности. Одно из таких качеств личности – познавательная активность» - Т.И.Шамова.
Задачи: способствовать общему развитию детей, обогащению их интеллектуально-творческого потенциала;формировать самостоятельность и культуру мышления учащихся, развитие их исследовательских умений;поступательное совершенствование личности ребенка, поиск поля успешности для каждого учащегося;развивать коммуникативные способности учащихся, умение работать в команде.
Компетенции: Искать - находить желаемую информацию в различных источниках.Думать - устанавливать взаимосвязи между прошлыми и настоящими событиями, занимать позицию в дискуссиях и вырабатывать свое собственное мнение; выражать собственную оценку. Планировать свои действия - видеть цель, логику и последовательность действий Сотрудничать - уметь работать в группе, принимать решения, улаживать разногласия и конфликты, уметь выстраивать свое доказательство, терпимо воспринимать критикуАдаптироваться - использовать полученные знания и применять нетрадиционные решения в новых ситуациях.
Пути осуществления задачи: Удивление - сильный стимул познанияУмение в знакомом видеть новое.Показ новейших достижений науки.Сам процесс деятельности.Использование таблицРабота над загадками.Внеклассная деятельность.Исследовательская деятельность.
Анализируя результативность работы в технологии учебного исследования: усвоение алгоритма научного исследования способствует формированию научного мировоззрения учащихся;значительно расширяется кругозор;вооружает учащихся универсальными способами учебной деятельности, даёт импульс к саморазвитию, способности к самоанализу, самоцелеполаганию, самоорганизации, самоконтролю и самооценке;формирует социальный опыт в труде и общении; даёт возможность лучше узнать учеников, раскрыть их потенциал, а также расширяет контакты на профессиональный основе с коллегами, родителями учащихся.
Пути осуществления задачи: Элементы проблемного обучения.Дидактические игры.Мотивация обучения.Учебный проект.Информационные технологии обучения – новые возможности ученика и учителя.Методы рефлексии.Формы организации образовательного процесса
Деятельность учителя в проблемном обучении: Нахождение проблемы и создание проблемной ситуации;Знание или нахождение наиболее эффективного способа ее решения;Руководство этапом решения проблемы;Уточнение формулировки проблемы;Оказание помощи в анализе условий, в выборе плана решения, консультирование в процессе решения;Оказание помощи в нахождении способов самоконтроля;Разбор отдельных ошибок с теми, кто их допустил;Организацию коллективного обсуждения проблемы.Показателем ближайших проблем, должны служить ошибки учащихся. Проблемные ситуации, созданные с учетом типичных ошибок учащихся, делают знания более осмысленными и прочными, помогают школьникам преодолеть неправильные представления, учат делать выводы.
Проектный метод позволяет: научить учащихся самостоятельно, критически мыслить;приобщаться к практической деятельностисвязывает тему исследования с другими учебными дисциплинами.
использование компьютерных игр и общеразвивающих программ
Использование специальных программ
Использование ИКТ повышает качество знаний; делает занятие индивидуальным; вносит радость в жизнь ребёнка, позволяет вести обучение в зоне ближайшего развития;создаёт благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся, их сотрудничества в учебном процессе;ЭВМ даёт учителю возможность оперативно корректировать действия ученика, организовать самоконтроль учащихся.
Методы рефлексии. 1. Рефлексия настроения и эмоционального состояния:цветовые изображенияизображения лиц (настроение)дерево чувств2. Рефлексия содержания учебного материала:прием незаконченного предложенияприем «Выбор афоризма или пословицы»рефлексия достижения цели3. Рефлексия деятельности:самооценка активности на каждом этапе урока.
Формы и методы активного обучения Интегрированные уроки.Урок – творческая мастерская.Урок – игра “Что? Где? Когда?” Урок-исследование. Мозговая атака. Урок-экскурсия.Круглый стол.
Результаты техники чтения:
Мониторинг уровня воспитанности учащихся
"Страшная опасность - безделье за партой: безделье шесть часов ежедневно, безделье месяц и годы - это развращает, морально калечит человека, и никакая школьная бригада, ни мастерская, ни школьный участок - ничто не может возместить упущенного в главной сфере, где человек должен быть тружеником, - в сфере мысли", - писал В.А.Сухомлинский.
Спасибо за внимание