Активизация познавательной активности на уроках географии посредством игровой деятельности
Цели: 1.Развивать индивидуальные познавательные способности каждого ребенка. 2.Максимально выявить, инициировать, использовать, «окультурить» индивидуальный (субъектный) опыт ребенка. 3.Помочь личности познать себя, самоопределиться и самореализоваться, а не формировать заранее заданные свойства.
Психолого-педагогические возможности игры : игра - это мощный стимул в обучении, это разнообразная и сильная мотивация; в игре активизируются психические процессы участников игровой деятельности: внимание, запоминание, интерес, восприятие, мышление; в игре возможно вовлечение каждого в активную работу, это форма, которая противостоит пассивному слушанию или чтению; уникальная особенность игры в том, что она позволяет расширить границы собственной жизни ребенка, “вообразить то, чего он не видел»; в процессе игры интеллектуально пассивный ребенок способен выполнить такой объем работы, какой ему совершенно недоступен в обычной учебной ситуации; в игре ребенок может осуществлять самостоятельный поиск знаний; в игре происходит огромная воспитательная работа, что неоднократно рассматривалось в трудах многих педагогов.
Задание -составление синквейнов Цель: развивать речь, творческие способности, расширять географический кругозор. Темы : реки, климат, Австралия, Тихий океан, машиностроение, Москва, США.
Пример синквейна ( Тема- машиностроительный комплекс 9кл.) Машиностроение механизирует автоматизирует трудоемкое наукоемкое металлоемкое Машиностроение технически вооружает экономику.
Задание – узнай объект( по контуру, фрагменту карты, по описанию) Цель: развивать внимание, память, мышление
Проверь себя
Задание – « Логическая цепочка» Цель: развивать внимание,логическое мышление (Тема-Индия, региональная география 11кл.) 1. « Индия ……………………………………ЭГП» 2. « ЭГП Индии удобно……………………..соседними странами» 3. « Соседями …………………………….страны……»
Пример: 1. « Индия расположена на полуострове Индостан и занимает удобное ЭГП» 2. « ЭГП Индии удобно, т.к. страна омывается водами Индийского океана, что способствует развитию внешне- экономических связей и торговле с соседними странами» 3. « Соседями Индии являются следующие страны……»
Задание – « Поиграем в рифму» составление двустиший Цель: развивать память, внимание, воображение, логическое мышление (тема: «Особенности рельефа России. Крупные формы рельефа.» 8кл.) 1.Получили вы наказ отыскать горы …….. 2.На юге Сибири, это знай, находятся горы…… 3.От севера до юга ,я узнал, протянулись горы.. 4.От нас далеко и одиноко красуются хребты... 5.Величавы, без изъяна брата два, зовут…….
1.Получили вы наказ отыскать горы Кавказ; 2.На юге Сибири, это знай, находятся горы Алтай; 3.От севера до юга ,я узнал, протянулись горы Урал; 4.От нас далеко и одиноко красуются хребты Дальнего Востока; 5.Величавы, без изъяна брата два, зовут Саяны
Классификация творческих задач (по Шелонцеву В.А., Ждан Н.А.)
Ожидаемый результат Если в процессе обучения школьников будет использована система, позволяющая развивать творческий потенциал учащихся, то повысится качество образования выпускников и будет воспитана общественно- активная творческая личность, способная приумножить общественную культуру.