Козлова Елена Ивановна, учитель начальных классов МОУ «Кваркенская средняя общеобразовательная школа» с. Кваркено, Кваркенского района, Оренбургской области
Общие положения Творческая группа – это профессиональное объединение педагогов, заинтересованных в форме коллективного сотрудничества по изучению, разработке и обобщению материалов по заявленной тематике с целью поиска оптимальных путей развития изучаемой темы.
Задачи деятельности творческой группы: повышение творческого потенциала всех учителей; формирование творческого коллектива учителей – единомышленников; апробация и распространение новых педагогических технологий; разрешение в совместной работе профессиональных проблем, трудностей обучения и воспитания, помощь в овладении инновационными процессами в обучении; обобщение опыта работы педагогов муниципального округа по определенной проблеме.
Организация работы творческой группы учителей Творческие группы создаются из наиболее опытных педагогов, имеющих склонность к научно-исследовательской работе и проявивших интерес к конкретной проблеме, не исключается участие и молодых, творчески настроенных педагогов. Для организации работы творческой группы назначается руководитель из числа авторитетных педагогов, имеющих высшую или первую категорию. Участники группы разрабатывают программу деятельности, затем эта программа согласовывается с администрациями школ и заводится в план. В течение учебного года проводится не менее 4 заседаний творческой группы.
Основные формы работы творческой группы: теоретические семинары (доклады, сообщения); семинары – практикумы (доклады, сообщения с практическим показом на уроках, занятиях, классных и внеклассных мероприятиях), практикумы; диспуты – дискуссии («круглый стол», диалог – спор); «деловые игры», ролевые игры, уроки – панорамы; обсуждение современных новейших методик, достижений психолого – педагогической науки, передового педагогического опыта; научно- практические конференции.
Руководитель творческой группы: определяет формы сбора информации, обобщения и разработки ее; предлагает варианты активного участия каждого в работе группы; обобщает и систематизирует материалы; анализирует предложения и вносит их на обсуждение группы, предлагает стратегию разработки темы, проекта.
Педагоги – члены творческой группы: активно участвуют в заседаниях группы, привнося свой вклад в каждое занятие; представляют собственные практические разработки, обобщенный опыт своей работы в соответствии с темой работы группы; выполняют творческие задания руководителя группы и коллектива педагогов; высказывают свое мнение по предложенным материалам, докладывают о результатах апробирования той или иной методики, способа, приема преподавания.
Документация творческой группы: - положение о ТГ; - анализ работы ТГ за предыдущий учебный год; - план работы на текущий учебный год, - банк данных о членах ТГ (возраст, образование, какой вуз (ОУ) и когда закончили, специальность, какие имели награды, учебная нагрузка, тематика исследований); - сведения о профессиональных потребностях учителей; адреса педагогического опыта, - протоколы заседаний, - учебные программы и учебно-методическое обеспечение по предметам ТГ; - графики проведения предметных и методических недель; - график прохождения аттестации сотрудников ТГ; - график проведения открытых уроков и внеклассных мероприятий по предмету учителями ТГ; - план работы с молодыми и вновь прибывшими специалистами. - график проведения текущих контрольных работ; - диагностические графики, таблицы.
Права творческой группы: ТГ имеет право: готовить предложения и рекомендовать учителей для повышения квалификационного разряда; выдвигать предложения об улучшении учебного процесса в школе; ставить вопрос о публикации материалов о передовом педагогическом опыте, накопленном ТГ; ставить вопрос перед администрацией школы о поощрении сотрудников ТГ за активное участие в учебно-воспитательной экспериментальной, научно-методической и опытно-поисковой деятельности; рекомендовать учителям различные формы повышения квалификации; а вносить предложения по организации и содержанию аттестации учителей; выдвигать от ТГ учителей для участия в конкурсе \"Учитель года\".
Контроль за деятельностью творческой группы: Контроль за деятельностью осуществляется директором школы, его заместителями по методической и учебно-воспитательной работе в соответствии с планом внутришкольного контроля, утвержденным директором ОУ.
План работы творческой группы «Современный урок» на 2009 -2010 учебный год Проблемные уроки Тема. Самое главное в проблемном обучении Основные понятия проблемного обучения. 2. Методы проблемного обучения: проблемное изложение знаний, частично – поисковый, исследовательский. 3. Посещение уроков чтения.
Тема. Формы проблемного обучения 1. Структура проблемного урока в разных типах организации. 2. Формы проблемного обучения: сообщения новых знаний, формирования умений и навыков, урок решения познавательных задач, урок решения проблем, комбинированный урок. 3. Посещение уроков окружающего мира.
Тема. Как сделать урок проблемным Основные требования к проблемизации учебного материала. 2. Создание проблемных ситуаций (условия, правила, приёмы и примеры). 3. Посещение уроков математики.
Тема. Основные виды проблемного урока 1. Урок – дискуссия, урок – проблемная лекция, урок – исследование. 2. Проблемный урок в начальной школе. 3. Посещение уроков русского языка.
3 . Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М., 1972. 4. Махмутов М.И. Проблемное обучение: основные вопросы теории. — М.: Педагогика, 1975. 5. Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе. М.1977. 6. Никандров Н.Д. Проблемное обучение// Воспитание школьников. 1983. —№12, Ильницкая И.А. Проблемные ситуации и пути их создания на уроке. — М.: Знание, 1985. Лернер И.Я. Проблемное обучение. М., 1974.