Путешествие в страну «МЕТАЛЛЫ»
Цель: Обобщение и систематизация знаний обучающихся о физических и химических свойствах металлов.
ЗАДАЧИ урока: Образовательные: - способствовать обобщению и закреплению понятий о металлах главных и побочных подгрупп и их соединениях. - способности работать в группах, принимать чужое мнение и аргументировать своё, коммуникативной компетентности учащихся. Воспитательные: - Формируем навык самостоятельной работы, умение аргументировано высказывать свое мнение и выслушивать одноклассников, воспитываем в ребятах чувство патриотизма и гордость за соотечественников. Развивающие: - развитие речи, мышления - умственная деятельность (выполнять операции анализа, синтеза, классификации, способность наблюдать, делать выводы, выделять существенные признаки объектов, строить план эксперимента).
1. Таможня 2. Язык страны 4. Самый, самый 3. Аукцион 5. Юный химик
Остановка «Таможня» Задание: Заполнить таможенную декларацию, продолжить предложения Таможенная декларация 1. Металлы расположены в периодической таблице Д.И.Менделеева ………………………………………………. 2. Коррозия - это процесс …………………………………………………………….. 3. В технике СаО называют…………………………………………........................ 4. Жесткость воды вызывается присутствием ……………………..................... 5. Металлургия – это область науки, техники и производства, связанная с …………………………………………………………………………………………… 6.Алюминий располагается в …………………………............................................. 7. Металлургия подразделяют на …………………………………………………... 8. Сплавы- это материалы с характерными свойствами, состоящие ………… 9. Способы получения металлов …………………………………………………….. 10. ЛЕГИРОВАНИЕ (от лат. ligo - связываю, соединяю) - введение добавок в ……………………………………………………………………………………………
Остановка «Язык страны» Задание: Отгадайте загадки и переведите ответы на химический язык
1. Я – металл серебристый и легкий Я зовусь “ самолетный металл” И покрыт я оксидною пленкой, Чтоб меня кислород не достал. Для выбора ответа кликните правой кнопкой мыши на номер ответа
2. Он тверд, тяжел и тугоплавок И сталь прекрасную дает, А от его больших добавок Ржаветь она перестает. Его валентность (нет сомненья) Бывает шесть лишь иногда А у его соединений Окраска разная всегда.
3. Среди металлов самый славный, Важнейший древний элемент, В тяжелой индустрии главный, Знаком с ним школьник и студент. Родился в огненной стихии, А сплав его течет рекой Важнее нет его в металлургии, Он нужен всей стране родной.
4. Живет обычно в керосине И бегает он по воде, В природе, в комнате – отныне Свободным нет его нигде. В солях открыть его возможно: Желтеет пламя от него. И получить из соли можно, Как Дэви получил его.
5. Типичен в сплавах как металл. А соль его – цветной кристалл, Который цвет легко меняет, Ожоги, раны заживляет.
6. Если его соединения В воде бывают иногда, Не вызывает то сомненья, Что это жесткая вода. В Финляндии и на Урале Цветные карбонаты есть И белоснежные в кристалле. Таким в дворцах почет и честь.
7. Прославлен всеми письменами Металл, испытанный огнем. Манил к себе людей веками. Алхимик жил мечтой о нём. Но как кумир отвергнут нами, И блеск его нас не манит. Ведь хорошо мы знаем с вами: Не все то ценно, что блестит.
8. Горит лиловым в кислороде, Свободным нет его в природе. Но соль находит примененье Как для растений удобренье.
9. Давно известно человеку: Она тягуча и красна, Ещё по бронзовому веку Знакома в сплавах всем она С горячей серной кислотой Дает нам синий купорос.
10. Ослепительным пламенем ярким, Как звездочка, вспыхнув, горит. Металл тот и белый, и легкий В двенадцатой клетке стоит.
Остановка «Аукцион»
Физминутка
Остановка «Самый, самый!»
1. Самый легкий металл
литий
2. Самые тяжелые металлы
осмий и иридий
3. Самые твердые металлы
хром, ванадий и вольфрам
4. Самые тугоплавкие металлы
вольфрам и рений
5. Самый распространенный на земном шаре
алюминий
6. Самые электропроводные
серебро, медь и алюминий
7. Самые пластичные
золото, серебро и медь
Остановка «Юный химик!»