Содержание обучения общеобразовательной области «Технология» Преподаватель: Курзакова О.П. 900igr.net
Технология – образовательная область, в основе которой лежит преобразовательная деятельность человека в материальном мире, нацеленная на создание обучающей среды для развития у учащихся способностей в области дизайна и изготовления, посредством работы с различными материалами, информацией и другими ресурсами в ответ на потребности людей.
В течении всего периода обучения технологии в российской школе каждый учащийся, в соответствии с программой, должен выполнить 10 проектов. Под проектом понимается завершённая творческая работа, соответствующая возрастным возможностям учащихся. Цель проектов - сформировать систему интеллектуальных и общетрудовых знаний и умений учащихся, способствовать развитию творческой личности. Усвоение содержания предмета «Технология» обеспечит учащимся: - экономическое образование; - экологическое; - информационное обеспечение; - эстетическое образование в сочетании с дизайнерскими навыками и др. (нигде не говорится научить строгать, пилить планку, а творчески подойти к разработке изделия). Вывод: при рыночных отношениях общеобразовательная школа не должна обязательно давать своим воспитанникам профессию, но должна формировать личность, готовую правильно осуществить выбор профессии.
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта ФЕДЕРАЛЬНЫЙ БАЗИСНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации – является нормативным правовым актом, устанавливающим перечень учебных предметов и объём учебного времени, отводимого на их изучение по ступеням общего образования и учебным годам. Является основой для разработки региональных (национально-региональных) учебных планов и учебных планов образовательных учреждений. ФБУП для 1-4 классов ориентирован на 4-летний нормативный срок освоения образовательных программ начального общего образования. ФБУП для 5-9 классов ориентирован на 5-летний нормативный срок освоения образовательных программ основного общего образования. Продолжительность учебного года – от 34 до 37 недель (с учётом экзаменационного периода). В 9 классе часы регионального (национально-регионального) компонента и компонента образовательного учреждения рекомендуется отводить на организацию предпрофильной подготовки обучающихся. При проведении учебных занятий по «Технологии» (5-9 классы) осуществляется деление классов на две группы.
Особенности федерального базисного учебного плана В соответствии с Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года в федеральном базисном учебном плане увеличено количество учебных часов на освоение учащимися предметов социально-экономического цикла, иностранных языков и информатики. Учебный предмет «Технология» построен по модульному принципу с учетом возможностей образовательного учреждения и потребностей региона. Часы учебного предмета «Технология» в 9 классе передаются в компонент образовательного учреждения для организации предпрофильной подготовки обучающихся. В образовательных учреждениях, реализующих программу основного общего образования, для организации изучения содержания образования краеведческой направленности в региональный компонент перенесены часы, которые рекомендуется использовать для преподавания интегрированного учебного предмета «Краеведение» (8 класс - 1 час в неделю учебного предмета «Технология», а также «География», «Биология», «История», «Искусство»).
БАЗИСНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН образовательных учреждений Российской Федерации ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ Учебные предметы Количество часов в год Всего 5 6 7 8 9 Русский язык 105 105 105 105 105 525 Литература 70 70 70 70 70 350 Родной язык и литература* 210 210 175 105 105 805 Иностранный язык 105 105 105 105 105 525 Математика 175 175 175 175 175 875 Информатика и ИКТ 35 70 105 История 70 70 70 70 70 350 Обществознание (включая экономику и право) 35 35 35 35 140 География 35 70 70 70 245 Природоведение 70 70 Физика 70 70 70 210 Химия 70 70 140 Биология 35 70 70 70 245 Искусство (Музыка и ИЗО) 70 70 70 35 35 280 Технология 70 70 70 35 245 Основы безопасности жизнедеятельности 35 35 Физическая культура 70 70 70 70 70 350 Итого: 805 840 980 1050 1015 4690 Региональный (национально-региональный) компонент и компонент образовательного учреждения (6-дневная неделя) 280 280 210 175 210 1155 Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка при 6-дневной учебной неделе (требования СанПиН) 1085 1120 1190 1225 1225 5845 Региональный (национально-региональный) компонент и компонент образовательного учреждения (5-дневная неделя). 175 175 105 70 105 630 Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка при 5-дневной учебной неделе (требования СанПиН) 980 1015 1085 1120 1120 5320
БАЗИСНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН образовательных учреждений Российской Федерации ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ Учебные предметы Количество часов в неделю Всего 5 6 7 8 9 Русский язык 6 6 4 3 2 21 Литература 2 2 2 2 3 11 Иностранный язык 3 3 3 3 3 15 Математика 5 5 5 5 5 25 Информатика и ИКТ 1 2 3 История 2 2 2 2 2 10 Обществознание (включая экономику и право) 1 1 1 1 4 География 1 2 2 2 7 Природоведение 2 2 Физика 2 2 2 6 Химия 2 2 4 Биология 1 2 2 2 7 Искусство (Музыка и ИЗО) 2 2 2 1 1 8 Технология 2 2 2 1 7 Основы безопасности жизнедеятельности 1 1 Физическая культура 2 2 2 2 2 10 Итого: 26 27 29 30 29 141 Региональный (национально-региональный) компонент и компонент образовательного учреждения (6-дневная неделя) 5 5 5 5 6 26 Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка при 6-дневной учебной неделе (требования СанПиН) 31 32 34 35 35 167 Региональный (национально-региональный) компонент и компонент образовательного учреждения (5-дневная неделя) 2 2 2 2 3 11 Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка при 5-дневной учебной неделе (требования СанПиН) 28 29 31 32 32 152
Среднее (полное) общее образование Профильное обучение Профильное обучение – средство дифференциации и индивидуализации обучения, которое позволяет за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности обучающихся, создавать условия для образования старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования. Переход к профильному обучению позволяет: Обеспечить углубленное изучение отдельных учебных предметов; Обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием; Более эффективно подготовить выпускников общеобразовательных учреждений, реализующих программы среднего (полного) общего образования, к освоению программ высшего профессионального образования.
Принципы построения федерального базисного учебного плана для 10-11 классов основаны на идее двухуровневого (базового и профильного) федерального компонента государственного стандарта. Исходя из этого , учебные предметы могут быть выбраны для изучения обучающимися либо на базовом, либо на профильном уровне. Базовые общеобразовательные предметы- это учебные предметы федерального компонента, направленные на завершение общеобразовательной подготовки обучающихся («Русский язык», «Литература», «Иностранный язык», «Математика», «История», «Физическая культура», «Обществознание», «Естествознание» - обязательные предметы), остальные базовые учебные предметы изучаются по выбору. Профильные общеобразовательные учебные предметы – учебные предметы федерального компонента повышенного уровня, определяющие специализацию каждого конкретного профиля обучения («Физика», «Химия», «Биология» -естественно-научный профиль, «Обществоведение», «Право», «Экономика» -социально-экономический профиль и т.д.). При профильном обучении обучающийся выбирает не менее двух учебных предметов на профильном уровне.
Элективные учебные предметы – обязательные учебные предметы по выбору обучающихся из компонента образовательного учреждения Функции элективных учебных предметов: «надстройка» профильного учебного предмета, когда дополненный профильный учебный предмет становится углубленным; Развивают содержание одного из базовых учебных предметов, что позволяет получить дополнительную подготовку для сдачи единого государственного экзамена по выбранному учебному предмету; Способствует удовлетворению познавательных интересов обучающихся в различных сферах деятельности человека. Представленные ниже варианты учебных планов отдельных профилей являются примерными и имеют рекомендательный характер.
Характеристика содержания образовательной области «Технология» С целью учета интересов и склонностей учащихся, возможностей образовательных учреждений, местных социально-экономических условий обязательный минимум содержания основных образовательных программ изучается в рамках одного из 3 направлений: «Технология. Технический труд», «Технология. Обслуживающий труд», «Технология. Сельскохозяйственный труд». Базовым для направления «Технология. Технический труд» является раздел «Создание изделий из конструкционных и поделочных материалов», для направления «Технология. Обслуживающий труд» - разделы «Создание изделий из текстильных и поделочных материалов», «Кулинария», для направления «Технология. Сельскохозяйственный труд» - разделы «Растениеводство», «Животноводство». Каждое из трёх направлений технологической подготовки обязательно включает в себя, кроме того, следующие разделы: «Электротехнические работы», «Технологии ведения дома», «Современное производство и профессиональное образование».
Изучение технологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей: Освоение технологических знаний, технологической культуры на основе включения учащихся в разнообразные виды технологической деятельности по созданию личностно или общественно значимых продуктов труда; Овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства, самостоятельного и осознанного определения своих жизненных и профессиональных планов; овладение безопасными приёмами труда; Развитие познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей; Воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремлённости, ответственности за результаты своей деятельности; Получение опыта применения политехнических и технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.
Содержание обучения в общеобразовательной области «Технология» включает в себя следующие основные модули: Технологии обработки конструкционных материалов; Технологии обработки текстильных материалов; Технологии ремонтно-строительных работ; Технологии обработки пищевых продуктов; Технологии получения сельскохозяйственной продукции; Технологии переработки и хранения сельскохозяйственной продукции; Технологии преобразования и использования энергии; Техника и технологическое оборудование (элементы машиноведения); Технологии получения, преобразования и использования знаковой и графической информации; Культура дома.
Обучение учащихся в образовательной области «Технология» строится на основе конкретных технологических процессов, представленных в основных модулях. Независимо от содержания основного модуля должно предусматриваться изучение сквозных образовательных линий: Культура и эстетика труда; Получение, обработка, хранение и использование информации; Основы черчения и графики; Элементы прикладной экономики и предпринимательства; Мир профессий, средства и методы формирования жизненных, профессиональных планов; Художественно-прикладная обработка материалов; Творческая проектная деятельность; Влияние технологических процессов на окружающую среду и здоровье человека; История и социальные последствия развития технологии и техники.
Структура обучения «Технологии» состоит из четырех блоков, которые скомпонованы из модулей. А модули базируются на конкретных технологических процессах и пронизаны сквозными образовательными линиями.
С учетом психо-физического, интеллектуального развития учащихся выделяют 4 основных смысловых блока содержания технологии: Период обучения в начальной школе (1-4 классы); Второй блок относят к подростковому возрасту (5-8 классы); Третий – к ранней юности (9 класс); Четвертый – к юности (10-11 класс). В структуре первого блока в виде отдельных модулей изучаются технологии прикладного художественного преобразования таких материалов, которые не требуют при обработке значительных физических усилий. Данный блок называют «Введение в технологию». Содержание второго блока с учетом возможностей подростков, включает в себя в качестве модулей технологии изучения конструктивно и технологически несложных изделий производственного, бытового или художественно-прикладного назначения. Данный блок называют «Технологические основы труда». Содержание третьего блока ориентированно на обеспечение возможности учащимся проверить свои способности и склонности к определенным видам труда для обоснованного выбора будущего направления желаемого профильного обучения или профессионального образования. Данный блок называют «Основы профессиональной деятельности».
На последнем этапе, связанным с завершением обучения в полной средней школе, осуществляется углубленное изучение одной из технологии, выбор которой был сделан в основной школе. Содержание обучения в этом блоке технологической подготовки призвано способствовать уточнению профессиональных и жизненных планов учащихся, дополняться прикладным производственным содержанием. Данный блок называют «Профильная и начальная профессиональная подготовка». Д/Задание: Раскрыть сущность концепции технологического образования. Раскрыть понятия «технология», «образование», «обучение».