. Получение ткани. качество 900igr.net
Задачи урока: Дать понятие о пряже и прядении, ткани и ткачестве; научить определять направление нитей основы и утка, лицевую и изнаночные стороны, полотняное переплетение. Цели: Развивать мыслительные способности, умение сравнивать и делать выводы. Воспитывать внимательность, уважительное отношение к швейному делу, прививать эстетический вкус. Научить выполнять полотняное переплетение на практике, лицевую и изнаночные стороны, используя знания, полученные на уроке.
Проверка домашнего задания. «Волшебный цветок»
Теоретические сведения: Вначале пряли вручную, при помощи незамысловатых веретенец.
Прялка
Первые попытки создания механических приспособлений для прядения ниток предпринимались еще в XV веке изобретение самопрялки с ножным приводом приписывают изобретателю Юргенсу и датируют 1530 годом Первой прядильной машиной, получившей широкое промышленное применение, была машина англичанина Харгревса сконструированная им в 1764-1767 годах. Благодаря изобретению Харгревса стало возможным обслуживание несколько веретен одним рабочим.
Вот так выглядят прядильные машины.
Прядение-процесс получения пряжи.
Последовательность прядения: 1.Разрыхление волокон. 2. Трепание. 3. Чесание 4. Выравнивание 5. Предпрядение(образование ровницы) 6. Сам процесс прядения.
Работа чесальных машин
Ровничный цех
Что же называется пряжей? Пряжа-нить, полученная при скручивании отдельных волокон.
Виды пряжи: Однониточная Скрученная Фасонная
Современный ткацкий станок.
Ткань Ткань- материал, который получают на ткацких станках путем переплетения нитей пряжи основы и утка между собой.
Процесс получения ткани из пряжи-ткачеством.
Ткацкое переплетение Продольные нити в тканях называют-основными или основой. Поперечные нити в тканях называют- уточными или утком.
Признаки нитей основы: по кромке по степени растяжимости нить основы прямая, а уточная извитая. по звуку- по основе звук- звонкий, по утку-звук глухой.
Производственные этапы изготовления ткани.
Основные процессы отделки ткани 1. Предварительная отделка -опаливание(удаление волокон с поверхности) -отваривание(удаление загрязнений) -мерсеризация(повышение прочности) -промывка -беление 2.Крашение 3.Печатанье 4.Заключительная отделка. -разглаживание, придание блеска.
Специальные отделки: Отбеленная- ткань после отбеливания Гладкокрашенная-ткань, окрашенная в один цвет. Набивная- ткань с напечатанным на поверхности рисунком Пестротканая –ткань, полученная путем переплетения нитей разных по цвету. Меланжевая- ткань полученная на ткацком станке путем переплетения нитей, скрученных из нитей разных по цвету.
Исследовательская работа 1.Определить направление нитей основы и утка. (на образцах ткани показать направление нитей основы.) 2.Определить лицевую и изнаночные стороны тканей. (Образец под № 1-приклеить в тетрадь лицевой стороной; обазец под №2-изнаночной стороной.).
Ткань имеет две стороны: Лицевая сторона имеет чёткий, яркий рисунок, нет ворсинок, узелков Изнаночная сторона – имеет бледный рисунок, матовую поверхность с техническими узелками и ворсинками
Наиболее распространенным является полотняное переплетение, которое образуется переплетением основных и уточных нитей через одну. Полотняное переплетение имеют хлопчатобумажные ткани, а также некоторые льняные и шелковые ткани.
Полотняное переплетение –вид переплетения нитей, где нити основы и утка переплетаются через одну.
Практическая работа №1 Выполнение макета полотняного переплетения Материалы и инструменты: картон 8х8см, ножницы, клей, рабочая тетрадь, нити 2х видов, игла, технологическая карта. 1.Наметить размеры рамки и вырезать её из картона. 2. Вдоль верхней нижней части наметьте карандашом точки, на расстоянии 0,5 мм друг от друга. Закрепить нити основы на рамке и вертикально проложить основные нити. 3. Пользуясь нитью другого цвета, закрепить уточную нить другого цвета и переплести с нитью основы. 4. По боковым сторонам рамки уточной нити образуются кромки которые не нужно затягивать 5. Закончи переплетение. Закрепи нить. Запомни: принцип полотняного переплетения используется при штопке.
Физминутка 1. Развитие мелкой моторики Выполнять действия и движения в соответствии с содержанием стихотворений. В понедельник я кроила, А во вторник — платье шила В среду — фартук вышивала, А в четверг — белье стирала: Все свои платочки И братишкины носочки. А в пятницу, субботу Отдыхала от работы.
Занимательный квадрат 1 3 6 4 7 5 8 2
Домашнее задание Выполнить начатую работу до конца. Составить кроссворд по теме: «материаловедение».
Спасибо за урок.