ТЕХНОЛОГИЯ ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «ТЕХНОЛОГИЯ» НА ОСНОВЕ ФГОС
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Утвержденприказом Министерства образованияи науки Российской Федерацииот «17» декабря 2010 г. № 1897
Общая характеристика программы Фундаментальное ядро содержания общего образования Требования к результатам освоения основной общеобразовательной программы основного общего образованияФедеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования второго поколения.
Позволяет получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся, задает тематические и сюжетные линии курса, дает примерное распределение учебных часов, вариант последовательности изучения тем, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.
Функции программы «Технология»: информационно-семантическое нормирование учебного процесса;организационно-плановое построение содержания;общеметодическое руководство.
Разделы программы: пояснительная записка;основное содержание, состоящее из разделов и тем;примерное тематическое планирование;рекомендации по оснащению учебного процесса.
Цели изучения предмета «Технология» Основная цель - формирование представлений о составляющих техносферы, о современном производстве и о распространенных в нем технологиях.
Общая характеристика учебного предмета «Технология» Направления: «Индустриальные технологии», «Технологии ведения дома»,«Сельскохозяйственные технологии» (агротехнологии, технологии животноводства).
Сквозные образовательные линии технологическая культура производства;распространенные технологии современного производства;культура, эргономика и эстетика труда;получение, обработка, хранение и использование технической и технологической информации;основы черчения, графики, дизайна;элементы домашней и прикладной экономики, предпринимательства;знакомство с миром профессий, выбор учащимися жизненных, профессиональных планов;влияние технологических процессов на окружающую среду и здоровье человека;методы технической, творческой, проектной деятельности;история, перспективы и социальные последствия развития технологии и техники
В процессе обучения технологии учащиеся познакомятся: с предметами потребления, потребительной стоимостью продукта труда, материальным изделием или нематериальной услугой, дизайном, проектом, конструкцией;с механизацией труда и автоматизацией производства; технологической культурой производства; с информационными технологиями в производстве и сфере услуг; перспективными технологиями;с функциональными и стоимостными характеристиками предметов труда и технологий; себестоимостью продукции; экономией сырья, энергии, труда;с производительностью труда; реализацией продукции;с рекламой, ценой, налогом, доходом и прибылью; предпринимательской деятельностью; бюджетом семьи;с экологичностью технологий производства;с экологическими требованиями к технологиям производства;с устройством, сборкой, управлением и обслуживанием доступных и посильных технико-технологических средств производства;с понятием о научной организации труда, средствах и методах обеспечения безопасности труда; с культурой труда; технологической дисциплиной; этикой общения на производстве;
овладеют: навыками созидательной, преобразующей, творческой деятельности;навыками чтения и составления технической и технологической документации, измерения параметров технологического процесса и продукта труда, выбора, моделирования, конструирования, проектирования объекта труда и технологии с использованием компьютера;основными методами и средствами преобразования и использования материалов, энергии и информации, объектов социальной и природной среды;умением распознавать и оценивать свойства конструкционных и природных поделочных материалов;умением ориентироваться в назначении, применении ручных инструментов и приспособлений;навыками подготовки, организации и планирования трудовой деятельности на рабочем месте; соблюдения культуры труда;навыками организации рабочего места;умением соотносить с личными потребностями и особенностями требования, предъявляемые различными массовыми профессиями к подготовке и личным качествам человека.
Общие разделы программы «Технологии исследовательской и опытнической деятельности» «Современное производство и профессиональное образование»
Место предмета «Технология» в базисном учебном (образовательном) плане Предмет «Технология» является необходимым компонентом общего образования школьников. Его содержание предоставляет молодым людям возможность бесконфликтно войти в мир искусственной, созданной людьми среды техники и технологий, которая называется техносферой и является главной составляющей окружающей человека действительности.
«Технология» в базисном учебном плане 170 учебных часов для обязательного изучения курса «Технология». В том числе: в 5 и 6 классах — по 68 ч, из расчета 2 ч в неделю, в 7 классе — 34 ч, из расчета 1 ч в неделю.Дополнительное время для обучения технологии может быть выделено за счет резерва времени в базисном учебном (образовательном) плане.Занятия в 8 и 9 классах могут быть организованы вне обязательной учебной сетки часов во внеурочное время как дополнительное образование во второй половине дня.
Ценностные ориентиры содержания предмета «Технология» учащиеся овладеют:трудовыми и технологическими знаниями и умениями по преобразованию и использованию материалов, энергии, информации, необходимыми для создания продуктов труда в соответствии с их предполагаемыми функциональными и эстетическими свойствами;умениями ориентироваться в мире профессий, оценивать свои профессиональные интересы и склонности к изучаемым видам трудовой деятельности, составлять жизненные и профессиональные планы;навыками использования распространенных ручных инструментов и приборов, планирования бюджета домашнего хозяйства; культуры труда, уважительного отношения к труду и результатам труда.
Получат возможность познакомиться: с основными технологическими понятиями и характеристиками;с назначением и технологическими свойствами материалов;с назначением и устройством применяемых ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования;с видами, приемами и последовательностью выполнения технологических операций, влиянием различных технологий обработки материалов и получения продукции на окружающую среду и здоровье человека;с профессиями и специальностями, связанными с обработкой материалов, созданием изделий из них, получением продукции;со значением здорового питания для сохранения своего здоровья;
Получит возможность выполнять трудовые операции и работы: рационально организовывать рабочее место;находить необходимую информацию в различных источниках;применять конструкторскую и технологическую документацию;составлять последовательность выполнения технологических операций для изготовления изделия или выполнения работ;выбирать сырье, материалы, пищевые продукты, инструменты и оборудование для выполнения работ;конструировать, моделировать, изготавливать изделия;выполнять по заданным критериям технологические операции с использованием ручных инструментов, приспособлений, машин, оборудования, электроприборов;соблюдать безопасные приемы труда и правила пользования ручными инструментами, машинами и электрооборудованием;осуществлять доступными мерительными средствами, измерительными приборами и визуально контроль качества изготавливаемого изделия (детали);находить и устранять допущенные дефекты;проводить разработку творческого проекта изготовления изделия или получения продукта с использованием освоенных технологий и доступных материалов;планировать работы с учетом имеющихся ресурсов и условий;распределять работу при коллективной деятельности;
Использовать приобретенные знания и умения для: понимания ценности материальной культуры для жизни и развития человека;формирования эстетической среды бытия;развития творческих способностей и достижения высоких результатов преобразующей творческой деятельности человека;получения технико-технологических сведений из разнообразных источников информации;организации индивидуальной и коллективной трудовой деятельности;изготовления изделий декоративно-прикладного искусства для оформления интерьера;изготовления или ремонта изделий из различных материалов с использованием ручных инструментов, приспособлений, машин, оборудования;контроля качества выполняемых работ с применением мерительных, контрольных и разметочных инструментов;выполнения безопасных приемов труда и правил электробезопасности, санитарии и гигиены;оценки затрат, необходимых для создания объекта или услуги;построения планов профессионального образования и трудоустройства.
Результаты изучения предмета «Технология» Одной из важнейших задач второй ступени пропедевтического технологического образования является подготовка обучающихся к осознанному и ответственному выбору жизненного и профессионального пути. В результате обучающиеся должны научиться самостоятельно формулировать цели и определять пути их достижения, использовать приобретенный в школе опыт деятельности в реальной жизни, за рамками учебного процесса.
Изучение технологии в основной школе обеспечивает достижение результатов: Личностных Метапредметных Предметных
Личностные результаты проявление познавательных интересов и активности в данной области предметной технологической деятельности;выражение желания учиться и трудиться в промышленном производстве для удовлетворения текущих и перспективных потребностей;развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда;самооценка умственных и физических способностей для труда в различных сферах с позиций будущей социализации и стратификации;становление самоопределения в выбранной сфере будущей профессиональной деятельности;планирование образовательной и профессиональной карьеры;осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации;бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсамготовность к рациональному ведению домашнего хозяйства;проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности;самооценка готовности к предпринимательской деятельности в сфере технического труда.
Метапредметными результатами являются: алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;определение адекватных имеющимся организационным и материально-техническим условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов;комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них;проявление инновационного подхода к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса;поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемы;самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию технических изделий;виртуальное и натурное моделирование технических объектов и технологических процессов;приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов по обоснованию технико-технологического и организационного решения; отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительную стоимость;выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;использование дополнительной информации при проектировании и создании объектов, имеющих личностную или общественно значимую потребительную стоимость;согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими ее участниками;объективное оценивание вклада своей познавательно-трудовой деятельности в решение общих задач коллектива;оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям;обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемых технологических процессах;соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда.
Предметными результатами являются: В познавательной сфере:рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труда;оценка технологических свойств сырья, материалов и областей их применения;ориентация в имеющихся и возможных средствах и технологиях создания объектов труда;владение алгоритмами и методами решения организационных и технико-технологических задач;классификация видов и назначения методов получения и преобразования материалов, энергии, информации, объектов живой природы и социальной среды, а также соответствующих технологий промышленного производства;распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в технологических процессах;владение кодами и методами чтения и способами графического представления технической, технологической и инструктивной информации;применение общенаучных знаний по предметам естественно-математического цикла в процессе подготовки и осуществления технологических процессов для обоснования и аргументации рациональности деятельности;владение способами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда и технологической культуре производства;применение элементов прикладной экономики при обосновании технологий и проектов.
Предметными результатами являются: В трудовой сфере: планирование технологического процесса и процесса труда;подбор материалов с учетом характера объекта труда и технологии; проведение необходимых опытов и исследований при подборе сырья, материалов и проектировании объекта труда;подбор инструментов и оборудования с учетом требований технологии и материально-энергетических ресурсов;проектирование последовательности операций и составление операционной карты работ;выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов и ограничений;соблюдение норм и правил безопасности труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены;соблюдение трудовой и технологической дисциплины;обоснование критериев и показателей качества промежуточных и конечных результатов труда;выбор и использование кодов, средств и видов представления технической и технологической информации и знаковых систем в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения;подбор и применение инструментов, приборов и оборудования в технологических процессах с учетом областей их применения;контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям и показателям с использованием контрольных и измерительных инструментов;выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления;документирование результатов труда и проектной деятельности;расчет себестоимости продукта труда;примерная экономическая оценка возможной прибыли с учетом сложившейся ситуации на рынке товаров и услуг.
Предметными результатами являются: В мотивационной сфере:оценивание своей способности и готовности к труду в конкретной предметной деятельности;оценивание своей способности и готовности к предпринимательской деятельности;выбор профиля технологической подготовки в старших классах полной средней школы или профессии в учреждениях начального профессионального или среднего специального обучения;выраженная готовность к труду в сфере материального производства или сфере услуг;согласование своих потребностей и требований с потребностями и требованиями других участников познавательно-трудовой деятельности;осознание ответственности за качество результатов труда;наличие экологической культуры при обосновании объекта труда и выполнении работ;стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств и труда.
Предметными результатами являются: В эстетической сфере:дизайнерское проектирование изделия или рациональная эстетическая организация работ;моделирование художественного оформления объекта труда и оптимальное планирование работ;разработка варианта рекламы выполненного объекта или результатов труда;эстетическое и рациональное оснащение рабочего места с учетом требований эргономики и научной организации труда;рациональный выбор рабочего костюма и опрятное содержание рабочей одежды.
Предметными результатами являются: В коммуникативной сфере:формирование рабочей группы для выполнения проекта с учетом общности интересов и возможностей будущих членов трудового коллектива;выбор знаковых систем и средств для кодирования и оформления информации в процессе коммуникации;оформление коммуникационной и технологической документации с учетом требований действующих нормативов и стандартов;публичная презентация и защита проекта изделия, продукта труда или услуги;разработка вариантов рекламных образов, слоганов и лейблов;потребительская оценка зрительного ряда действующей рекламы.
Предметными результатами являются: В физиолого-психологической сфере:развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами и выполнении операций с помощью машин и механизмов;достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций;соблюдение требуемой величины усилия, прикладываемого к инструменту, с учетом технологических требований;сочетание образного и логического мышления в процессе проектной деятельности.
standart.edu.ru